Педагог: М.Н. Савельева
Цель: создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Программные задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление о заповеднике, понимание цели его создания;
- Познакомить детей с природоохранными правилами и их обозначениями (запрещающими знаками);
- Закреплять знания детей о видах леса (лиственном, хвойном), о диких животных, обитателях леса нашего края;
- Способствовать возникновению бережного отношения к лесу, к природе в целом;
- Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой, формировать представления о неразрывной связи между ними;
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес, стремление самостоятельно добывать новые знания;
- Учить передавать характеры сказочных героев, их образы с помощью жестов, мимики, движений, голоса и звуков;
- Развивать воображение, творческие способности;
Воспитательные:
- Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство прекрасного, стремление к созиданию, а не к разрушению.
Предварительная работа: чтение произведений Т.Шорыгина «Какие звери в лесу?», В.Чаплина «В нашем лесу», В.Бианки «Теремок», беседы о животных, птицах, насекомых нашего края, заучивание стихотворений.
Оборудование:
- Ширма с изображением заповедного леса;
- Ширма с разорённым лесом (пеньки, мусор, пожженная трава и т.д.);
- Варежковый театр: медведь, лиса, волк, заяц;
- Зелёная кепка для лесника;
- Картинки с изображением деревьев (заламинированные): сосна, ель, дуб, берёза, клён, рябина;
- Запрещающие знаки к правилам поведения в лесу;
- Маски-шапочки: волк, медведь, лиса, ёж;
- Аудиозапись «Звуки леса»;
- Электронное «письмо»;
- Альбом (слайды) «Мир Приокско-Террасного заповедника»
Организационно-сюрпризный момент:
Звучит сигнал о приходе электронного письма.
Электронное письмо.
Воспитатель обращает внимание детей на ноутбук.
-Ребята, нам пришло электронное письмо, давайте посмотрим от кого оно.
«Внимание, внимание! У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Приходите на помощь скорей. Караул, караул»
Воспитатель:
-Ребята, что — то случилось в лесу. Для того, чтобы узнать, что произошло, давайте отправимся туда.
- Обувайте сапоги, застёгивайте курточки и берите рюкзаки. Мы с вами отправляемся в лес.
Посмотрите, мы с вами пришли в лес, присаживайтесь на пеньки, на травку, кому как удобнее и сейчас мы узнаем, что же произошло.
Показ сказки.
Экологическая сказка “Беда в лесу” для варежкового театра.
Ширма оформлена как разорённая лесная поляна.
Ведущая:
На лесной опушке.
Собрались зверюшки.
Не хотелось им играть.
Стали звери горевать.
Тяжко тут вздохнул медведь:
Медведь:
Очень хочется реветь.
Трудно стало жить в лесу.
Где берлогу я найду?
Деревья — порубили,
Берлогу — разорили..
Лиса:
Жизнь такая не годится!
Браконьеров очень много,
Нам, зверям, нужна подмога!
Слезки вытер и сказал:
Заяц:
Негде спрятаться и мне!
Кто поможет нам в беде?
Волк:
Да, хорошего здесь мало!
Жгут костры и тут, и там!
От пожаров гибель нам!
Звери хором:
Что нам делать, как нам быть?
Кого о помощи просить?
Ведущая
И тогда им пришлось обратиться к человеку.
Человек:
Что за беда? Говорите скорей!
Звери хором:
Помоги нам, добрый человек!
Не забудем тебя мы вовек!
Медведь:
Ты деревья в лесу охраняй.
Лиса:
Зверей в обиду не давай!
Заяц:
Браконьеров чтоб не было злых,
Волк:
Еще спаси от пожаров лесных!
Ведущая:
И призадумался Человек
Как же сберечь их всех?
Ведь звери, и цветы, и травы -
Все на Земле — не для забавы!
Человек:
Поселю их в волшебный лес,
Полный живых чудес.
Там будут ручьи звенеть,
И будут там птицы петь.
В этот лес я зверей поселю,
И «Заповедником» его назову.
(Человеку одеваем зеленую фуражку).
Сам буду лес охранять,
Меня Лесничим станут называть.
Звери хором:
Спасибо! Добрый человек!
Не забудем тебя мы вовек
Двигательная пауза по теме путешествия:
- Я предлагаю прогуляться по заповеднику.
- Вставайте друг за другом. Мы пойдём по лесной тропинке.
(Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке).
По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия:
«Идем по узенькой тропинке... Вокруг кусты, деревья. Шелестят листья... Слышите, птицы звонко поют... Давайте покажем, как они машут крыльями.... Перед нами ручей. Водичка в нём чистая, прозрачная. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Снова идём по тропинке… Ой, на тропинке лежит упавшее дерево, да какое огромное! Наверно ветер сильный был. Ветки во все стороны торчат!.. Перелезаем через упавшее дерево, а, теперь, наклоняйтесь сильней, чтобы не зацепиться за ветки. Какие вы молодцы, здорово мы справились с препятствиями... Вот мы и пришли!»
Воспитатель:
- Где мы только что были? (в заповеднике)
- Почему этот лес называют заповедником? (Место, где природа охраняется государством)
-Правильно, это место, где охраняется государством травы, цветы, деревья, животные, насекомые, рыбы.
-Для чего нужны заповедники? (Что бы сохранить природу: растения и животных)
- В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что рядом с нашим городом Серпуховым находится охраняемая природная территория — Приокско – Террасный заповедник.
-Кто — то из вас бывал там?
-Этот заповедник расположен по берегу реки Оки. Там растут редкие породы деревьев и кустарников, трав и цветов.
- Вот это редкое растение называется Сон трава. Оно занесено в Красную книгу. И теперь его можно увидеть только в заповеднике.
- А это растение называется Рябчик Русский – это гордость нашего заповедника.
- Так же там разводят такие редкие животные, как зубры. Они тоже занесены в Красную книгу и охраняются государством.
Помимо зубров в Приокско — Террассном заповеднике обитают много разнообразных животных: лисы, белки, косули, кабаны и др.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте: во всех лесах, в скверах, парках, садах, питомниках, на улицах города.
- Как же мы можем помочь нашему лесу, чтобы он ожил и там водилось много зверей и птиц.
Игра «Посади дерево»
- Скажите, а какие деревья вы знаете? (берёза, рябина, ель)
- Как вы думаете, берёза это, какое дерево: лиственное или хвойное?
- Почему лиственное? Какие ещё лиственные деревья бывают?
- Какие хвойные деревья бывают? Почему их хвойными называют?
- Так как деревья все вырубили, нам нужно посадить новые деревья.
- Я предлагаю вам посадить деревья, в наш заповедник, берите дерево, и подходите ко мне.
- Какое у тебя дерево?
- А какое оно лиственное или хвойное?
- Посмотрите, как много деревьев мы с вами посадили.
- Какие в нём растут деревья?
- Почему его называют смешанным?
- Что нам нужно сделать, что бы сохранит наш лес? (не вырубать деревья, не разводить костры и тд.)
Игра «Правила поведения в лесу»
- Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести себя гостям?
- Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.
- Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Что можно делать, а что нельзя?
- У нас есть соответствующие знаки.
- Ну, ка найди этот знак? И этот знак надо повесить на подступах к лесу. -Чтобы все видели, как себя вести.
- Этот знак надо повесить на наш лес, чтобы все кто в него придёт, соблюдали эти правила.
- Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?
- Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и высиживание яиц, выкармливание птенцов? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
- Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят нас. Мы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
- Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать животных? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей леса из их дома?
- Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?
- Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?
- Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?
- Ребята, мы с вами восстановили лес и разместили перед ним правила поведения. Всякий, кто увидит эти знаки, поостережётся вредить лесу и его обитателям. Лес зазеленел, теперь нам нужно пригласить в него зверей и птиц. Кто хочет в такой лес?
- На столе лежат маски – шапочки зверей. Выбирайте себе шапочку, какая вам нравится
- Теперь я вас буду приглашать в лес.
Игра-имитация.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом которая сопровождается музыкой.
«Медведь»
Я большой и неуклюжий,
Косолапый и смешной.
Я живу в лесу дремучем,
Очень мед люблю пахучий.
«Лиса»
Я рыжая плутовка,
Хитрая и ловкая,
В сарайчик попаду,
Цыпленка украду.
«Волк»
Я серый волк, зубами щелк,
Я ищу себе еду, я всегда голодный – у-у-у
Поскорее побегу, может, что-нибудь найду.
«Ёж»
Зовут меня Колючка Ёж
Я фыркаю и морщу нос.
На спине иголки.
И живу я в норке.
- Ребята, как здорово в нашем лесу, теперь в нём есть и деревья, и животные.
Итог
Воспитатель:
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в заповеднике, в лесу)
- А что вы интересного сегодня узнали?
-Что вам больше всего понравилось?
Как бы назвали наше сегодняшнее путешествие?
- Мы сегодня узнали много нового о правилах поведения в лесу.
- Давайте мы нашим гостям подарим эти знаки на память о нашем путешествии. Ведь наши уважаемые гости тоже бывают в лесу или заповедниках.
|