Украинец Олёна Владимировна Воспитатель МБДОУ "Аленький цветочек", г. Ноябрьск, ЯНАО.
Программное содержание: • развивать у детей интерес к различным видам искусства; эмоционально-образное восприятие мелодии и ее исполнение; развивать чувство ритма, умение передавать образные движения (птиц) в процессе музыкальных игр; • формировать навыки и умения игры на музыкальных инструментах в составе группы детей; • формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; учить классифицировать птиц на зимующих и перелетных; развивать фонематический слух, связную речь; умение разгадывать загадки;
• развивать творческое воображение, привлекать внимание детей к разнообразным изобразительным материалам, а также средствам выразительности, с помощью которых достигается образ птицы; • воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов художественно-творческой деятельности: восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация образа птицы, рисование; • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, птицам, желание помогать им в зимних условиях. Словарная работа: • зимующие, • перелетные, • оседлые. Предварительная работа: • рассматривание тематических альбомов «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»; иллюстраций с изображением птиц; • беседа на тему: «Зимующие и перелетные птицы»; • заучивание наизусть загадок, песен о птицах; • аппликация «Сказочная птица»; • рисование «Жар-птица»; • подвижная игра «Птички в гнездышках». Материал: • портрет композитора Н.Римского-Корсакова; • аудиозапись «Пляска птиц» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»; аудиозапись «Птички» Л.Банникова; • музыкальные инструменты: деревянная коробочка, маракас, колокольчик, дудка, бубен; • иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц; • большой лист с изображением дерева для коллективной работы, 12 альбомного листа на каждого ребенка; краска гуашь основных цветов, кисти для рисования, таз с водой, полотенца; клей, кисти для клея, салфетки, заранее вырезанные детали – крылышко, большой круг (голова птицы), маленькие кружочки (для художественного оформления хвоста); фломастеры; • 3 обруча разного цвета для игры «Птички в гнездышках». Ход занятия: Муз. руководитель. Дети наше занятие сегодня необычное. Оно начнется с того, что вы загадаете друг другу загадки и только разгадав их, вы узнаете, о ком пойдет речь на нашем занятии. Дети загадывают друг другу загадки: 1. В красной шапке расшитой, В черненьком кафтане Знаменит в семье лесной Песенкой смешной. Что за песня-красота? Тук-тук-тук, да тра-та-та! (дятел)
2. Маленький мальчишка В сером армячишке Прыгает, шныряет, Крошки собирает (воробей) 3. Кто на елке, на суку, Счет ведет «ку-ку… ку-ку»? (кукушка) 4. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это - … (снегири)
5. На шесте дворец, Во дворце – певец, А зовут его … (скворец)
6. Черный, проворный, Кричит «крак», Червякам – враг (грач) Муз. руководитель. Правильно, эти загадки о птицах. Разгадав эти загадки, вы расколдовали птиц и они теперь могут вам спеть. Послушайте внимательно пение птиц из оперы «Снегурочка», которую написал русский композитор Н.Римский-Корсаков, может быть, вы узнаете голоса знакомых птиц. Музыкальный руководитель включает фонограмму «Пляска птиц» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». После слушания задает вопросы: - Голоса каких птиц вы узнали? - Всегда ли музыка была звонкой, веселой, порхающей? - А еще какой была музыка? - Каково было ее настроение, характер? Дети. Нет. Сначала кукушечка пела, потом, наверное, синички, воробьи, а потом, наверное, ворон, потому что музыка стала тяжелой, зазвучала в нижнем регистре. Муз. руководитель. Правильно, прозвучали голоса разных птиц: и кукушки, и синичек, и воробьев, и совы и ворона. Давайте еще раз внимательно послушаем, как поют птицы. Дети еще раз прослушивают фонограмму. Муз. руководитель. Дети, вам понравилось, как поют птицы? (ответы детей). Давайте, мы с вами тоже порадуем птиц и исполним им песню «Пение птиц». Дети исполняют песню «Пение птиц», при пении используется игра на музыкальных инструментах. 1. Лишь заря на дворе, Утка в дудочку играет, А утята подпевают: «Кря-кря-кря, кря-кря-кря». (игра на деревянной коробочке)
2. Прилетел пестрый чиж, Он запел нежней свирели. И ребята присмирели «Тишь-тишь-тишь, тишь-тишь-тишь». (игра маракасе)
3. Соловей лучше всех Разливается, хлопочет. Словно ночью спать не хочет «Цех-цех-цех, цех-цех-цех». (игра на колокольчике)
4. В небе, крылья раскрыв Звонкий жаворонок вьется. Над полями раздается «Жив-жив-жив, жив-жив-жив». (игра на дудке)
5. Воробей-озорник На рассвете все летает Малым детям спать мешает: «Чик-чи-рик, чик-чи-рик». (игра на бубне) Воспитатель. Дети, я уже поняла, что вы знаете много разных птиц, а каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? Дети. Воробьев, ворон, синиц, голубей, сорок, дятла. Воспитатель. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Дети. Зимующие, оседлые. Воспитатель. Каких птиц не видно в зимнее время? Дети. Ласточек, грачей, скворцов, уток, гусей, журавлей. Воспитатель. Куда исчезли эти птицы? Дети. Улетели в теплые края. Воспитатель. Как называются птицы, которые улетают от нас в теплые края? Дети. Перелетные. Воспитатель. Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? Дети. Боятся холодов, им нечего есть. Воспитатель. Все правильно. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной возвращаются в родные края. А зимующие птицы: воробьи, голуби, синицы, клесты, сороки, дятлы, вороны живут с нами круглый год. Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно приходится во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от голода и холода. Поэтому в зимнее время птицы приближаются к жилищам людей. Вот и сейчас они где-то рядышком и совсем замерзли. Давайте поможем птицам немного согреться и развеселиться. Физкультминутка проводится под музыкальное сопровождение. Вот летали птички, Птички-невелички. Все летали, все летали Крыльями махали. На дорожку сели, Зернышки поели. Клю-клю-клю, Клю-клю-клю, Как я зернышки люблю.
Перышки почистим, Чтобы стали чище. Вот так, вот так, Чтобы стали чище. Воспитатель. Молодцы, помогли птицам, и согрели, и накормили, а теперь пора птицам на веточках посидеть да обсудить, как им люди помогают. У каждого из вас птица в ладошке живет. Мы с вами немного поколдуем и птицу на веточку вернем. Далее педагог показывает, как «ладошка превращается в птицу»: выбрать тарелочку с краской любого цвета и опустить ладошку, затем на ватман с изображением большого дерева приложить ладошку так, чтобы большой палец смотрел вверх (это шея птицы), а остальные четыре пальца оказались растопыренными (это хвост птицы). Промыть ладошку. След от ладошки – это силуэт птицы. Используя заранее вырезанные детали – крылышко, большой круг (голова птицы) и маленькие кружочки, сделанные с помощью дырокола (для художественного оформления хвоста) педагог составляет изображение птицы, детали закрепляет клеем. Глаз, клюв и лапки дорисовываются фломастерами. Дети приступают к самостоятельной работе. Педагоги (муз. руководитель, воспитатель) помогают детям промывать ладошки, располагать своих птиц так, чтобы не мешать друг другу, способствуют совместной работе детей. Воспитатель. Дети, птички благодарят вас и предлагают поиграть в игру «Птички в гнездышках». Проводится игра «Птички в гнездышках» (с обручами) под музыкальное сопровождение. Птички в гнездышках сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей. В конце занятия воспитатель подводит итог: - Дети сегодня было интересное занятие? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). - Мне тоже очень понравилось сегодняшнее занятие: вы разгадали все загадки, слушали пение птиц, сами исполнили песню для птиц, нарисовали волшебных птиц и вспомнили названия разных птиц. Скажите, о каких птицах мы сегодня говорили? (ответы детей). - Птицы тоже очень довольны, им очень понравилось побывать у нас в гостях, они еще раз благодарят вас и прощаются с вами. Дети прощаются с птицами.
|