Цель:
- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребностей в пищи.
- Углублять представления о причинных отлета птиц, (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточки, грачи, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его убывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
- Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезание по частям из цветной бумаги).
- Закрепить умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции.
- Развить эстетическое восприятие.
Материалы к занятию:
- Таблица с изображением зимующих и перелетных птиц.
- Кассета с записью голосов птиц.
- Кормушка из молочных пакетов.
- Загадки большой лист бумаги или картона любого светлого тона наклеенными на него широко расходящимися ветками, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу и изображением зимующих и перелетных птиц.
Вопросы:
- Какие из птиц вам знакомы?
- Каких из птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробей, галка, ворона, синица, голубь, сорока, дятлы).
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (3имующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи). Куда исчезают, эти птицы? (Улетают в теплые края).
- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные)
- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся холодов)
- Вспомните, чем питаются птицы?
(Спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомые, затем те которые едят плоды и семена растений или убранный урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор пока не наступят холода).
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнездо, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтоб весной вернутся в родной край.
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью.
И все — таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближены к жилищем людей. И мы должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
В красной шапке расшитой, В черном кафтане. Знаменит в семье лесной Песенной смешной.
Что за песня — красота? Тук — тук — тук, да тра — тра -та -та!
(Дятел)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это — (снегери)
На месте дворец, Во дворце — певец, А зовут его (скворец) Черный, проворный Кричит «крак»
Червянам.... (грач) Кто на елке, на суку, Счет ведет «ку-ку-ку»? (кукушка)
Дети, а теперь давайте мы с вами попробуем составить загадки — описания внешний вид птицы, чем питается, где живет.
Детская игра «Не сорока, не ворона»
Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки (из молочных пакетов) и насыпям в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых — вредителей и продолжать охранять парки, сады, скверы.
Физкультминутка Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля. Ищут, ищут птицы, Чем бы поживится На зиму долгую в нашем лесу.
Мы приготовим птичку еду. Прилетайте птицы вы сюда кормится.
А теперь угадайте, что это за птицы (можно заранее детям выучить загадки): Загадки
Дети послушайте стихотворение А.Яшина «Покормите птицу». Покормите птицу зимой!
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать:
Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз
К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Теперь ребята вы догадались, почему надо беречь и кормить птиц.
Для подкормки птиц пригодятся различные семена-тыквы, арбуза, многих сортов трав.
Дети, ответьте на мои вопросы:
«Не сорока, не ворона и не чайка А какая это птица отгадай-ка.»
Ответы детей: «Не сорока, не ворона, а грач!»
А сейчас мы с вами вырежем и наклеим зимующих птиц на «веточки». А для этого вы должны подумать, какую птицу вы хотели бы посадить на ветку. Вспомните её окраску, форму. Из каких частей состоит птица (голова, туловище, хвост).
Вместе с каждым ребенком советуйтесь о месте изображения его птицы на листе. Во время работы, дети слушают пение птиц (магнитофонная запись)
В конце занятия полюбоваться красивой картинкой, предложить детям отметить разнообразие птиц (зимующих).
С уважением, Ольга Александровна!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 Воспитатель: Ковалева О. А.
|