Образовательные задачи:
- Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище; углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений)
- Классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания
- Обогащать словарь детей путем введения слов: корм, перелетные и зимующие; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях
- Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их
Развивающая среда: таблицы с зимующими и перелетными птицами, кормушки из молочных пакетов, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала.
Содержание занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображениями зимующих и перелетных птиц.
Вопросы:
- Какие из птиц вам знакомы?
- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы)
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие, оседлые)
- Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, стрижи)
- Куда исчезли эти птицы? (улетели в теплые края)
- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (перелетные)
- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? (боятся холодов)
- Вспомните, чем питаются птицы? (спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем улетают птицы, которые едят семена и плоды растений, так как урожай убран в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси, они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы)
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов они улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Как вы думаете, дети, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от голода и холода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей и мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений (подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни). А вот овес и пшено клюют только воробьи и овсянки. А синицы очень любят кусочки несоленого сала.
Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим эти кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. Они будут продолжать поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять от них деревья в парках и скверах.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля Спит под сугробами крепко земля Ищут, ищут птицы, Чем бы поживиться. На зиму долгую в нашем лесу Мы приготовим птичкам еду. Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица:
Маленький мальчишка В сером армячишке Прыгает, шныряет, Крошки собирает (воробей)
В красной шапке расшитой В черненьком кафтане Знаменит в семье лесной Песенкой смешной Что за песня-красота? Тук-тук-тук, да тра-та-та (дятел)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это — … (снегири)
На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его — … (скворец) Черный, проворный,
Кричит «крак» Червякам – враг. (грач)
Можно предложить детям использовать загадки-описания (внешний вид птицы, чем питается, где живет…).
|