Конспект НОД "Зимующие и перелетные птицы"
Пояснительная записка
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас представлений об окружающей нас природе, а также настораживает факт потребительского отношения к ней.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае, не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д.
Итак, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагог решает все образовательные задачи, в том числе и обучение. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание НОД необходимые изменения.
Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических представлений. Создание игровой ситуации помогает сделать процесс освоения содержания НОД непринужденным, легким. Учитывая возрастные особенности развития эмоциональной сферы детей, возможно, формировать субъективное отношение к природе у детей старшего возраста в играх-имитациях. Так как у детей шестого года жизни развиваются не только высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), но и социальные эмоции, моральное сознание, происходит усвоение различных форм экспрессии, формируется эмоциональное предвосхищение, что позволяет развивать у детей эмоциональную идентификацию к объектам живой и неживой природы и эмпатию.
На мой взгляд, игры-имитации имеют огромное значение в развитии и воспитании экологической личности, но им не уделяется должного внимания, поэтому поиск решения данной проблемы послужил основой для НОД с использованием игры-имитации.
Игры-имитации можно использовать в разных формах работы с детьми: в совместной деятельности педагога с детьми, во время проведения режимных процессов, на прогулках и т. д. Их проводит воспитатель. Выбор места осуществляется в зависимости от содержания ситуации. Длительность игр-имитаций 5–7 минут, что определяется возрастными особенностями детей пяти лет. Игры можно проводить как со всей группой, так и с небольшими подгруппами. При организации игр-имитаций нужно обращать внимание на то, чтобы дети активно участвовали в игре, соблюдали правила. А во время имитации движений не мешали другим детям, относились с уважением к действиям сверстников. Важно обратить внимание на эмоциональность проведения игр-имитаций. Это одно из главных условий создания положительного эмоционального настроя у детей, что в дальнейшем будет способствовать у них формированию субъективного отношения к природе.
На первом этапе я предлагаю проводить игры, имитирующие особенности движений живых объектов природы, голоса и звуки, издаваемые ими, их характерные образы. Усложняя задания, мы учим детей идентифицироваться с живыми объектами природы, ставить себя на их место в какой-либо ситуации в пространстве или обстоятельстве; понимать их чувство, настроение, тем самым мы подводим детей к сопереживанию, сочувствию, эмпатии живому существу, что является результатом моей работы.
Игра – прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры, в данном случае имитационной. Поэтому если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н.Николаева.
Основная часть НОД с участием детей
с общим недоразвитием речи (ОНР) на тему: «Перелетные птицы»
Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам, развитие познавательного интереса к родной природе.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде и особенностях жизни.
- Развивать умение составлять описательный рассказ.
- Упражнять в согласовании числительных с существительными.
- Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
- Обогащать сенсорный опыт, развивая органы осязания.
Развивающие:
- Развивать диалогическую речь, память, слуховое внимание, целостное восприятие;
- Продолжать развивать общую и мелкую моторики, дыхание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к миру природы;
- Прививать любознательность и желание заботиться о птицах.
Словарная работа: перелетные птицы.
Участники НОД: дети с ОНР первого года обучения старшего дошкольного возраста с 5-6 лет.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Методы обучения: словесный; наглядный; практический; объяснительно иллюстративный, репродуктивный.
Приемы: мотивационные приемы: игра-импровизация «Прогулка в парке», приход детей на неизвестную поляну, появление игрового персонажа, оказание помощи птицам. Дидактические игры; индивидуальная помощь в процессе выполнения детьми продуктивной деятельности; вопросы; поощрение; аудиозапись.
Планируемый результат
Ребёнок овладеет:
- элементарными знаниями о перелетных и зимующих птицах
- проявляет инициативность и самостоятельность в игре
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
- способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре
- ребёнок владеет разными формами и видами игры
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений
- интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
- ребёнок способен к принятию собственных решений.
Предварительная работа
Беседа о птицах и признаках осени; просмотр презентаций на тему «Птицы», рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, заучивание стихотворений, составление рассказов-описаний.
Практический материал
Презентация «Перелетные птицы», предметные картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, дерево с дуплом и скворечниками, картина с изображением осени, макеты птиц (ворона, сорока) и деревьев. Конверт с заданиями, трафареты птиц для продуктивной деятельности, шерстяная нитка. Компьютер, проектор, интерактивная доска, CD и аудио материал (аудиозапись с голосами птиц).
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята.
Игра-имитация «Прогулка в парке»
Воспитатель: Дети, представьте себе такую картину. Наступила осень. По небу плывут рваные черные тучи. Листья на деревьях стали красными, оранжевыми, желтыми. В выходной день вы вышли на прогулку в парк. Под ногами шуршит опавшая листва. Разноцветные листья кружатся в воздухе.
- Осень, осень к нам пришла
И в подарок принесла Листик клена, Лист березы. Лист осины,
Лист дубка! Чудо – осень! Хороша! Возьмите в руки осенние листочки. Давайте покружимся вместе с ними.
(Дети свободно кружатся под музыку)
Подбросьте листочки вверх. Какой красивый листопад у нас получился.
Дети садятся на места.
Ребенок читает стихотворение «Осень», фоном на интерактивной доске идет презентация на тему стихотворения.
Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло, голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья, Птички улетели в теплые края.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говориться в стихотворении.
Дети: Об осени
1. Вводная часть
Воспитатель: Назовите характерные признаки осени.
Ответы детей об осени словами из стихотворения ( «Высохли цветы. Чахлая рябина мокнет под окном…» Птички улетели в теплые края)
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
(Ответы детей. Перелетные.)
Воспитатель: Каких мы знаем перелетных птиц?
(Ответы детей. Ласточка, грач, аист, скворец, кукушка, соловей.)
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение «Журавли». Павел, прочти, пожалуйста.
Дети читают стихотворение «Журавли»
В небесах дорогой длинной, От холодной пляски вьюг. Журавли широким клином, Плыли с севера на юг.
Воспитатель: Почему птицы улетают в теплые края.
Ответы детей. Потому что наступают холода, нет корма, насекомые прячутся в землю или под кору дерева, превращаются в куколок. Пищи не хватает.
Воспитатель: Сколько длится каждое время года?
Ответы детей: Три месяца.
Назовите осенние месяцы.
Дети называют месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) и читают стихотворение о каждом месяце.
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно- белым стало: Падает то дождь, то снег. А еще похолодало – Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)
Воспитатель: В октябре улетают в теплые края перелетные птицы, а какие птицы остаются зимовать?
Ответы детей. Зимующие.
Воспитатель: Назовите их.
Ответы детей. Ворона, воробей, синица, свиристель, голубь и т.д.
Физ. минутка «Отгадай и присядь».
Воспитатель: Сейчас, я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то приседаете. Если услышите название перелетной птицы — машите руками. Готовы?
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся на волшебную, лесную полянку, чтобы проводить птиц в дальнюю дорогу, но мы не можем спугнуть лесных жителей. Они боятся людей! Как же быть? Вот это проблема! Предлагаю подумать над ее решением!
Ответы детей: Чтобы не спугнуть лесных жителей, надо превратиться в … зайчиков, белочек, птичек и т.д. (по желанию детей.)
Дети совместно с воспитателем находят выход из создавшейся ситуации. «Примеряют» на себя придуманный образ с помощью педагога. Например, выбран медведь и белочки, таким образом, образуются команды. Происходит превращение с помощью безопасной хлопушки с серпантином или «заклинания».
Сюрпризный момент.
«Влетает» девочка-ворона: Карр-карр! Беда-беда! Птицы не могут улететь на юг. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам. Ведь лучшего друга, чем вы для птиц не найти! Медведи, белочки, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!
Воспитатель: Поможем расколдовать птиц? Медведи, белочки, я собираюсь помочь птицам, а вы? Ваши знания и умения в этом нелегком испытании нам помогут. На время нашего путешествия, я стану для вас
Гидом-инструктором. Буду вашим помощником в решении непростых заданий. Также предлагаю небольшое соревнование. У нас образовалась команда медведей и белочек. За каждый правильный ответ я буду давать вам красные фишки. Я думаю, они нам пригодятся.
Девочка-ворона: Карр-карр, тогда читайте письмо (ворона улетает).
Гид-инструктор: Читает письмо… Карр-карр-карр! Я помогу вам расколдовать птиц. Я подсмотрела, как злая волшебница разбросала конверты с заданиями на пути, по которому летели птицы, подписала их цифрами от 1 до 5. Если выполнить эти задания, то колдовство исчезнет, а птицы улетят на юг.
Гид-инструктор: Медведи, белочки, искать цифры будем на нашей поляне. С какой цифры начнем?
Ответы детей. С цифры 1.
Гид-инструктор: Пойдем тихо, чтобы птиц не спугнуть.
(дети проходят на волшебную полянку)
Гид-инструктор: Итак, задание первое.
«Отгадай загадку».
1. Есть на дереве дворец Во дворце живет певец Он не лает, не кусает, Сад фруктовый охраняет (Сопровождение-пение скворца)
Ответы детей: скворец.
2. Прилетает к нам с теплом Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины (Сопровождение-пение ласточки)
Ответы детей: ласточка.
3. Кто без нот и свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней Кто же это? (Сопровождение-пение соловья)
Ответы детей: соловей.
4. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей (Сопровождение-пение грача)
Ответы детей: грач.
Гид-инструктор: С первым заданием мы справились. Какое по счету следующее задание?
Ответы детей. Второе.
Гид-инструктор: Предлагаю послушать инструкцию по выполнению данного задания.
Игра «Назови ласково».
Ответы детей. Голова-головка, хвост-хвостик, лапы-лапки, клюв-клювик, крыло-крылышко, перо-перышко.
Гид-инструктор: Показывает перышко. Посмотрите, какое пушистое, легкое. Перышко не простое, волшебное.
Чтение рифмовки.
Стоит на него подуть, И оно покажет путь. В какую сторону идти, Чтоб хозяина найти.
Упражнение на дыхание.
Гид-инструктор: Медведи, белочки, положите перышко на ладонь вытянутой руки. По команде необходимо подуть на волшебное перышко.
«Раз, два, три — перышко лети!»
Дети выполняют упражнение 2-3 раза.
Гид-инструктор: Следующее задание по счету, какое?
Ответы детей. Третье.
Гид-инструктор: Медведи, белочки, ваша задача, верно, закончить предложение.
«Продолжи предложение, найди причину».
Гид-инструктор: Как вы думаете, почему дятла можно назвать лесным доктором — потому что…
Ответы детей. Он достает жучков и насекомых из-под коры.
Гид-инструктор: Как вы думаете, почему кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…
Ответы детей. Она не вьет себе гнезда.
Гид-инструктор: Все люди любят слушать соловья, потому что…
Ответы детей. Он красиво поет, заливается.
Гид-инструктор: Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что… Ответы детей. Потому что, нужно выводить птенцов.
Гид-инструктор: Молодцы, все старались. Кто готов искать следующее задание? Какое оно по счету?
Ответы детей. Четвертое.
Гид-инструктор: Будьте внимательны при выполнении следующего задания.
Ваша задача, слово, которое я произнесу, назвать во множественном числе.
Например, сорока — сороки — много сорок. Итак, приготовились…
Игра «Один и много»
Ласточка — ласточки — много ласточек. Соловей — соловьи — много соловьев. Кукушка — кукушки — много кукушек. Скворец — скворцы — много скворцов.
Грач — грачи — много грачей.
Гид-инструктор: Молодцы, осталось выполнить последнее задание. Какое по счету?
Ответы детей. Пятое.
Гид-инструктор: Я буду передвигать птичку, а вы будете говорить, где она сейчас находиться. Птица будет улетать и прилетать. Вставьте нужный предлог — маленькое слово (-из, -в, -к, -над, -под).
Игра «Почини предложение»
Ответы детей. Скворец вылетел из скворечника. Скворец залетел в скворечник. Скворец подлетел к скворечнику. Скворец кружиться над скворечником и т.д.
Гид-инструктор: Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели (звучит пение птиц). Значит, мы их расколдовали! Теперь птицы могут лететь в теплые края. Скажите, какие птицы здесь спрятались?
Игра «Узнай птиц по силуэту»
Дети составляют описательный рассказ.
Продуктивная деятельность.
«Подарки для птиц».
Гид-инструктор: Ребята, сейчас мы сделаем подарки для наших птиц. У вас на столе лежат трафареты птиц. Ваша задача, взять клей, провести по контуру трафарета, и с помощью шерстяной нитки выложить изображение птицы.
Гид-инструктор: Витя, у тебя трафарет какой птицы?
Ответы детей: аиста, кукушки, скворца, соловья, грача, ласточки.
(Гид-инструктор, опрашивает всех детей, добиваясь правильных ответов).
В процессе продуктивной деятельности детей педагог задает вопросы, оказывает помощь в выполнении творческого задания. Дети выкладывают изображение птиц, используя толстую шерстяную нить.
Рефлексия.
Рассматривание продуктивной деятельности.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вот мы и отправили наших птиц на юг. Скажем им, до свидания! Положительный результат был достигнут путём совместных усилий.
Как называют птиц, которые улетают на юг осенью? Назовите их.
Ответы детей. Перелетные.
Какие еще птицы бывают? Назовите их.
Ответы детей. Зимующие.
Скоро зима. Птицам трудно зимой. Почему? Чем мы можем им помочь?
Ответы детей. Потому, что наступает холод и голод; так как наши птицы питаются насекомыми)
Воспитатель: Дети, скажите, для птиц что страшнее холод или голод?
Ответы детей. Голод.
Воспитатель: Чем мы можем помочь зимующим птицам?
Ответы детей. Делаем кормушки; насыпаем корм.
Воспитатель: Кормушка наша пуста. Но у вас есть красные фишки, представим, что это ягодки. Ваша задача: подумать и решить, если вам путешествие понравилось, то вы кладете красную ягоду в кормушку. Таким образом, мы накормим птичек!
(Приложение 1)
Если вам понравилось наше путешествие, расскажите о нем маме и папе, а потом попробуйте нарисовать то, что вас особенно впечатлило.
Литература:
- ФГОС Образовательная система «Школа 2100»
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы.
- Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. «Развитие речи-рассуждения у детей 5- 7 лет»
- Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 5-6 лет»
- Тимофеева, Н.В., Зотова, Ю.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий/ Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Волгоград.: Издательство «Учитель», 2011.
|