Составила: учитель-логопед Шестерова Ольга Александровна Архангельск 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 135 «Дюймовочка»
Цель: обобщение знаний и представлений детей о времени года зима и зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить, расширить и обобщить знания детей по теме «Зимующие птицы»;
- Активизировать пассивный и активный словарь по теме «Зимующие птицы»;
- Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь;
- Развивать внимание, образное мышление, память;
- Развивать слуховое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- Прививать интерес, любовь к птицам, желание заботиться о них.
Форма организации: групповая.
Предварительная работа:
- беседы и занятия с детьми по теме «Зимующие птицы»;
- проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада;
- рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц;
- чтение стихотворений о птицах;
- прослушивание аудиозаписей с голосами зимующих птиц;
- выставка рисунков по теме «Зимующие птицы»;
- составление описательных рассказов о зимующих птицах;
- изготовление кормушек родителями совместно с детьми;
Материалы и оборудование:
- Мультимедийное оборудование;
- Иллюстрации с изображением зимующих птиц;
- Разрезные картинки;
- Эмблемы;
- Птицы-голуби для подсчёта баллов;
- Плоскостные изображения частей тела зимующих птиц;
- Чёрный ящик;
- Стаканчики с кормом для птиц;
- Точечный рисунок дятла;
- Цветные карандаши;
- Видеоролики;
- Музыкальное сопровождение.
Ход:
Звучит музыка «Вьюга».
Логопед: Ребята, вспомните, какое сейчас время года?
Дети: зима.
Логопед: Представьте, что мы с вами оказались на лесной зимней поляне, кого мы можем увидеть и услышать?
Дети: диких животных и зимующих птиц.
Логопед: правильно. Мы с вами много говорили о зиме, о том, как животные и птицы приспосабливаются к холодному времени года. И сегодня нас с вами ждут интересные игры и упражнения. Готовы?
Дети: да.
Логопед: Присаживайтесь на стульчики. И так, начнём.
Мы с вами разделились на две команды. У каждой команды будет своё название и свой капитан. Для того, чтобы узнать название своей команды нужно собрать разрезную картинку (в конвертах разрезные картинки).
Дети собирают картинки, родители помогают.
Логопед: Молодцы! Итак, первая команда будет называться – снегири, а вторая – совы. Каждому участнику выдаётся эмблема. Выбирается капитан.
Логопед: За правильный ответ каждая команда будет получать одну птичку.
Кто больше заработает птичек, будет командой победителем.
Первый тур.
1) Чем отличаются птицы от животных и человека?
- У человека нос, а у птиц – … (клюв).
- У животных лапы, у людей руки, а у птиц – … (крылья).
У животных тело покрыто шерстью, а у птиц –… (перьями).
- У человека дети, у животных детёныши, а у птиц – … (птенцы).
Замечательно у вас получилось подобрать отличия!
2) Следующее задание «Узнай, кто голос подаёт»
Мы с вами будем слушать голоса птиц, кто узнает какая птица поёт — поднимает руку.
(Голос воробья, синицы, голубя, снегиря, клеста, вороны, стук дятла)
3) «Отгадай загадку»
Ну а теперь загадки, смотрите на экран.
-Спинкою зеленовата
Грудкой желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
- Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
- У какой птицы красная грудка? (снегирь)
- Какая птица высиживает своих птенцов зимой? (клёст)
- Какая птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (сова)
-Почему снегиря, называют снегирём? (потому что эта птица прилетает к нам с первым снегом)
-У какой зимующей птицы длинный язык? (дятла) И как его называют? (лесным доктором)
-Эта птица хищница? (сова)
-Какие птицы летают стайками и чирикают? (воробьи)
-У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать?
4) Музыкальная физминутка «Птицы пальчики».
Ну а сейчас немного отдохнём и превратимся в птиц.
Дети и родители совместно с педагогом выполняют движения по тексту песни.
5)Упражнение «Узнай птицу, по части тела».
- Ребята, посмотрите внимательно на экран и узнайте, какая птица спряталась от вас? Видна только его красная грудка?
Дети: снегирь.
- Следующее изображение. Узнай птицу по клюву.
Дети: дятел.
- Узнай птицу по хохолку на голове?
Дети: свиристель.
- Узнай птицу по жёлтой грудке?
Дети: синица.
Молодцы! Первый тур закончился!
Второй тур.
Звучит музыка, вносится чёрный ящик.
Логопед: Зимующие птицы не боятся морозов, а корм добывают даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимовать.
Ребята, нам пришла посылка. (Обращает внимание на черный ящик. Открывает его). Что же там? Хотите посмотреть?
Дети: да.
Логопед: Ребята, что это?
Дети: корм для птиц.
В ящике стаканчики с зёрнами, хлебом, семечками, шишками, кусочком сала, ягодами рябины, конфетами.
Логопед: Подумайте и угостите птиц их любимыми лакомствами.
Дети предложенным птицам, изображённых на картинках (синицам, голубю, воробьям, снегирю, дятлу и клесту) раскладывают корм.
Логопед: Чем вы не угощали птиц?
Дети: конфетами.
Логопед: Помните о птицах зимой и не забывайте их подкармливать.
Вот и третий тур.
Третий тур. «Юный художник» (конкурс капитанов)
Логопед: Сейчас задание для капитанов. На мольбертах нанесены точечные рисунки птиц – капитаны должны карандашом соединить все точки, а участники команд должны узнать птицу.
Молодцы, быстро справились с заданием!
Четвёртый тур.
И для родителей есть задание, оно называется «Устами младенца».
Ребята, мы с вами проверим наших пап, мам, бабушек. Знают ли они птиц?
Дорогие родители, мы подготовили видеоролики с детьми, на которых они описывают птиц. Вы должны догадаться, о какой птице идёт речь.
Подведение итогов.
Ребята, пора подводить итоги. Посчитайте сколько вы заработали птичек?
Что вам понравилось? А что нет? Спасибо всем за участие! Вас ждёт угощение!
|