Тема: "Зимующие птицы".
Прогр. сод.: Активизация и расширение словаря по теме: «Зимующие птицы»; развитие навыков диалогической речи; умение слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать очередность, развитие навыков доброжелательного общения; развитие умения задавать вопросы сверстникам.
Скачать конспект
Материалы и оборудование: наглядные картинки с изображением зимующих птиц, кормушки с птицами; маленькие индивидуальные карточки.
Ход:
Л. Здравствуйте, ребята.
Д (Дети): Здравствуйте!
Л: А теперь пожелаем себе «Доброго утра!»
1. Дети выполняю упражнение «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись? Дети поглаживают закрытые глазки.
Открывают глаза, смотрят в «бинокль».
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись? Поглаживают ушки.
Прикладывают ладонь к ушам.
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись? Поглаживают руки сверху в низ.
Встряхивают кистями рук.
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись? Поглаживают ножки сверху вниз.
Глазки – смотрят, смотрят;
Ушки – слушают, слушают;
Ручки – хлопают, хлопают;
Ножки – топают, топают.
Мы проснулись! Прикладывают ладонь к глазам.
Прикладывают ладони к ушкам.
Хлопают ручками.
Топают ножками.
Потягиваются высоко.
2. Л: Давайте вспомним, какое сейчас время года. Д: Зима.
Л:Посмотрите на схему и расскажите о том, что происходит зимой.
Л: Молодцы, все правильно рассказали.
3. Л: Ребята, а сейчас я попрошу вас назвать любое слово, относящиеся к зиме. (Дети называют слова, передают друг другу мяч и по очереди садятся на свое место).
Приглашение к деятельности.
1. На наборном полотне картинки с изображением птиц: вороны, сороки, воробья, голубя, дятла, снегиря, синицы, клеста, ласточки, скворца; кормушки с птицами.
Л: Ребята, посмотрите кто прилетел к нашей кормушке, как мы назовем их одним словом?
Д: Это птицы.
2. Я загадаю вам загадки. А отгадки вы найдете на доске.
1. Голубь.
На асфальте, гру, гру, гру, Много крошек соберу, Для того чтоб их хватило И подружке сизокрылой. С ней воркую и летаю, От врагов нас защищаю. Птицей мира я зовусь, И легко я приручусь. (В. И. Мирясова)
2. Воробей.
Чик – чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?
3. Дятел.
Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит.
4. Синица.
Рассердился рыжий кот: «Хорошо она живет, Птичка желтогрудая. По хитрее буду я: Только сало ей дадут, Появлюсь я тут как тут, Съесть ее и сало – Это даже мало». Ветка под котом сломалась, Птичка сала наклевалась. Тенькала она полдня: «Рыжий кот не съел меня». Может быть, ты догадался, Рыжий кот за кем гонялся?
5. Клест.
Птичка на большой сосне Нам стрекочет: «кле – кле – кле», Твердый клюв похож на клест, Семена из шишек ест, В оперенье – рыжий цвет. Как зовут? Найди ответ. (С. А. Васильева).
6. Снегирь.
Розовые блоки на березе зимней, Что это за чудо? Непонятно Зине. Розовые яблоки с ветки покатились, В стайку красногрудых птичек превратились. Птичек красногрудых сможете назвать? Ведь мою загадку просто отгадать. (В. И. Мирясова).
7. Сорока.
Птица в платье черно – белом Растрещалась не без дела: «Серый волк в кустах сидит», - Вот о чем она трещит. Волк поднялся во весь рост, Думал: птичку просто Ухватить за длинный хвост, - Да остался с носом. Вы отгадку подскажите, Эту птичку назовите. Птичку черно – белую, Стрекотунью смелую. (В. И. Мирясова).
8. Сова.
Удивляется луна: Засветились два окна, А за ними два крыла Показались из дупла. Тенью вылетела птица: Ночью ей в дупле не спится. Если писк она услышит, Плохо будет серой мыши. Если птицу знаете, Загадку отгадаете. (В. И. Мерясова).
9. Ворона.
Птица серая парила, Крылья черные раскрыла, Громко каркала она, Только курочка умна: Под крылом хохлатка, Спрятала цыпляток! От кого, ребятки, Прячутся цыплятки? (В. И. Мерясова).
3. Л: Посмотрите, кто лишний оказался у нашей кормушки? (Ира: «4ый лишний»)
Д: Ласточка, скворец. Они перелетные.
Л: Как называются оставшиеся птицы, какие они?
Д: Зимующие.
Л: Почему они называются зимующими?
Дети объясняют, что эти птицы остаются зимовать и не улетают в теплые страны.
Л: Ребята, посмотрите на картинки и назовите, что есть у птиц?
Д: Лапки две, клюв, два крыла, глаза, хвост, тело покрыто перьями.
Л: Что умеют делать птицы?
Д: Клевать, летать?
4. Л: А чтобы нам получше запомнить зимующих птиц, давайте вспомним тех птиц, которые прилетели к кормушке и повторим пальчиковую гимнастику.
5. Физ минутка. «Зимующие птицы»
Выполняют, стоя за своими стульчиками.
Сколько птиц к кормушке нашей Сжимаем, разжимаем. кулачки.
Прилетело мы расскажем:
Две синицы, воробей, пять щеглов Загибаем пальчики по одному.
И голубей, дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Удары – хлопки, ладошки – кулачки чередуются.
Помощь в реализации деятельности.
Л: Ребята, а теперь отгадайте, какая зимующая птица прилетела к каждому
из вас.
Дети получают карточки с изображением птиц и играют в игру «А у тебя кто?». По очереди называют птицу и спрашивают у соседа кто у него.
Д: У меня воробей, а у тебя, Саша, кто?
У меня синица, а у тебя, Яна, кто? И т.д.
Совместная деятельность.
Л: Молодцы ребята! А легко ли птицам зимой?
Д: Нет. Им очень тяжело, нет насекомых и ягод.
Л: Скажите, мы можем, как то помочь птицам?
Д: Да, можем покормить птиц. На столе у логопеда кормушка.
Л: Давайте положим корм в нашу кормушку, а потом вы с воспитателями повесите ее на нашем прогулочном участке. Будете наблюдать за зимующими птицами.
Дети по очереди кладут в кормушку хлебные крошки, семечки, сало, зерна, ягоду и называют: Я положил хлебные крошки, семечки и т.д.
Итоги деятельности.
Л: Молодцы ребята! Теперь птички будут довольны. О каких птичках мы сегодня беседовали?
Д: О зимующих.
Л: А нужны ли нам птицы?
Д: Нужны. Они приносят пользу.
Л: Все птицы покрыты перьями, пухом,
У каждой две лапы, у каждой по клюву. Есть крылья. Они им даны для полета. Но страусам, курам летать не охота. Есть птицы домашние, дикие птицы. Одни строят гнезда поближе к водице, Другие гнездятся высоко в ветвях, У третьих домишко висит в камышах, Четвертые гнездышко прячут в траве. Пятые крепят к высокой скале Иль строят жилище в горах высоко. И чтобы найти для птенцов пропитанье, Все птицы летают порой далеко. Синицы, кукушки, дрозды и вороны, Орлы, воробьи, певуны соловьи, Грачи, журавли и трещотки сороки, И белые лебеди, и снегири – Всех птиц не назвать, много их на планете. Без них было б скучно прожить нам на свете.
|