Гулевская Ольга Сергеевна. Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»

Экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!»

Автор:

Гулевская Ольга Сергеевна Воспитатель разновозрастной группы «Росинка», первая квалификационная категория 2016г Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Чайка» 652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт. Яя, ул. Пионерская, 5

Пояснительная записка

В современных условиях экологическое воспитание дошкольников приобретает особую актуальность и остроту. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 

Скачать конспект

Птицы – самые замечательные проявления жизни на нашей планете. На Земле нет такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов.

Птицы завораживают людей и служат источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение, ведь именно птицы окружают нас круглый год. Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время?

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители поселка – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы – развешивание кормушек и подкормка птиц.

Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема является актуальной сегодня, мы решили среди своих воспитанников провести опрос-беседу. Предложив детям, демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, дятел, голубь и сорока) выяснила, что не все ребята имеют полное представление о среде обитания птиц, условия их жизни и особенности существования, у большинства детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Из полученных результатов мы сделали вывод, что проблема по охране птиц очень актуальна и важна для нас.

Поэтому мы решили реализовать экологический проект «Зимующие птицы – наши друзья!» с целью расширить знания детей о зимующих птицах нашего края. В совместной работе с родителями, повысить экологическое сознание детей, стимулировать желание помогать птицам и помочь детям оценить поведение человека в природе.

Мы считаем, что включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к природе родного края.

Цель проекта: привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой. Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним. Привлечение детей и их родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой»

Задачи проекта:

Образовательные: формировать у детей экологические представления о природе и её защите, правилах поведения в природе, о зимующих птицах, расширить кругозор детей и словарный запас. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями образа жизни птиц, показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.

Развивающие: развивать интерес к зимующим птицам, познавательную активность, творческие способности, навыки исследовательского поведения.

Воспитательные: привлечь внимание детей к проблеме зимующих птиц, их выживанию. Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе, к птицам, потребность в заботе о зимующих птицах.

Вид: групповой.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (4 месяца).

Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастной группы «Росинка» (3-7 лет), их родители (законные представители).

Место проведения: экологическая зона детского сада, музыкальный зал, групповая ячейка, семья.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта (сбор информации о зимующих птицах нашего края; изучение методической литературы).

Разработка проекта.

Накопление методических материалов по теме.

II этап – основной (практический):

Содержание работы в процессе реализации основного этапа:

  1. С дошкольниками: внедрение в образовательную деятельность эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах через организацию видов детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное, режимные моменты и самостоятельной деятельности.
  2. Работа с родителями (законными представителями)
  3. Работа с педагогами

III – заключительный этап:

Подведение итогов проектной деятельности, анализ достигнутых результатов;

Оформление результата проекта в виде презентации.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • расширение интереса и кругозора детей о зимующих птицах, о потребности в заботе
  • развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности, творческих способностей, навыка исследовательского поведения
  • участие в совместной деятельности (забота о птицах)
  • привитие любви и бережного отношения к родной природе, самостоятельности и трудолюбия.

Для родителей:

  • вовлечение в совместную образовательную деятельность (реализация экологического проекта)
  • повышение компетенции в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Для педагогов:

  • повышение профессиональной компетентности в проектной деятельности
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию.

Продукт проектной деятельности:

рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; маски птиц, настольные и дидактические игры, тематический альбом «Зимующие птицы», картотеки наблюдений за зимующими птицами, дидактических игр и упражнений, стихов, рассказов, загадок, пословиц.

Заключение

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева.

Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе, а педагог владеет определенными знаниями в области экологии.

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности, экскурсий, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач), а также самостоятельной деятельности детей.

Проект способствовал формированию элементарных экологических представлений:

  • анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе
  • называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья, сороку
  • формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе.

Данный проект будет продолжен в акции «Каждому скворцу – по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада к Международному Дню птиц – 1 апреля 2017 года).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Список литературы

  1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир: Я и мир вокруг / А. А. Вахрушев. – М.: Баласс, 2012. – 192 с.
  2. Гин, А. А. Окружающий мир / А. А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.
  3. Горьканова, А. Н. Перелётные и зимующие птицы России / А. Н. Горьканова. – М.: Школьная пресса, 2010. – 328 с.
  4. Дыбина, О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада / О.Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 102 с.
  5. Иваницкий, В.В. Я познаю мир: Птицы: Дет. энциклопедия/В. В. Иваницкий. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 399с. ил.
  6. Лаптева Г.В. Организация совместной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке / Г.В. Лаптева. – СПб.: Детство- Пресс, 2011. — 144с.
  7. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с.
  8. Лучич, М. В. Детям о природе / М. В. Лучич. – М.: Просвещение, 2009. – 243 с.
  9. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.: ил.
  10. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.Д. Маханева. — М., 2004. — 216с.
  11. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
  12. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. — М.: Просвещение, 1983. – 208с.
  13. Светлова И.Е. Познаем окружающий мир/И. Е. Светлова. -М.: Эксмо, 2004. -80с.
  14. Скалон, Т.А. Экология для детей дошкольного возраста: методическое пособие/ Т.А. Скалон, Н.М. Игнатьева. — Кемерово: Изд. КРИПКиПРО, 2010. -104 с.
  15. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду/О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. -96с.
  16. Уланова, Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. /Л. А. Уланова, С.О. Иордан. – М.: Детство-Пресс, 2008. -155с.
  17. Федотова, О. Н. Давайте знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2009. – 198 с.
  18. Федотова, О. Н. Наш мир / О. Н. Федотова. – М.: Академ книга, 2008. – 230 с.
Просмотров: 738
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Белорусова Валентина Анатолиевна. Конспект НОД по развитию речи: «Путешествие в царство зимующих птиц» для детей 6 г. ж.
  • Третьякова Ирина Ивановна. Проект: «В царстве зимующих птиц»
  • Крылова Лариса Валерьевна. Загадки про зимующих птиц
  • Шмырина Анастасия Александровна. Проект образовательной деятельности «Покормите птиц зимой» для детей первой младшей группы.
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Исятникова Оксана Юрьевна. Конспект совместной деятельности педагога и детей в старшей логопедической группе по познавательному развитию Тема: «Покормите птиц зимой»
  • Клочихина Елена Валентиновна. Экологическая акция «Порадуем птиц новыми кормушками», приуроченная к Международному Дню птиц.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Обучающий проект «Покормите птиц зимой»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Юндина Елена Алексеевна. Проект 'Покормите птиц зимой'
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Малютина Оксана Александровна. В нашей группе прошла акция: «Покормим птиц зимой»
  • Бузаева Елена Николаевна. Акции «Накормим птиц зимой»
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Чугунова Эльвира Гарифовна. Конспект квест-прогулки для детей старшей группы «В поисках угощения для птиц»
  • Тябокина Т.С. соавтор: Ворожцова И.А.. Экологическая акция «Покормите птиц зимой»
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Анна Гинько. Непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы «Зимующие птицы»
  • Лидия Сангаджиевна Сангаджиева. Конспект занятия «Покормите птиц зимой»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Романова Ольга Евгеньевна. Конспект комплексного занятие «Жизнь птиц зимой»
  • Мингалиева Луиза. Акция «Покормите птиц зимой»
  • Ибрагимова Тахмина Ширинбеговна. «Покормите птиц зимой»
  • Гринёва Евгения. Акция «Покормите птиц зимой»
  • Седойкина Наталья Петровна. НОД в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: «Покормите птиц зимой».
  • Глинская Ирина Михайловна. Буклет 'Покормите птиц зимой!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь