В век технического процесса, когда уже новорожденных детей окружают гаджеты и компьютерные технологии проблема воспитания экологической культуры дошкольников приобретает особую актуальность и остроту. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры, становление личности человека. Поэтому очень важно воспитывать любовь к природе, разбудить к ней интерес, научить беречь окружающий мир. Ведь именно это помогает нам осознать смысл слов: доброта, забота, сострадание, щедрость.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь круглый год нас окружают именно птицы, принося радость и пользу. В холодное время года значительно меньше становится доступной пищи, а потребность в ней возрастает. Иногда практически недоступным становится естественный корм, поэтому многие птицы погибают, не могут пережить зиму. И помочь птицам могут только люди. Когда ночная температура падает ниже 10 градусов, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Ослабленные, голодные птицы быстро замерзают. А сытой птице – и мороз не страшен. Поэтому и летят они ближе к жилью человека.
Тема нашего проекта позволит не только расширить и углубить знания детей о зимующих птицах и их жизни, но и заложить такие личностные качества, как искренность, отзывчивость, бережливость.
Скачать конспект
ЦЕЛЬ проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного бережного отношения к ним.
ЗАДАЧИ:
- Расширять представления детей о зимующих птицах: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде;
- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта;
- Воспитывать бережное отношение к живой природе, желания помогать птицам в трудное для них время;
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный.
- Обсуждение цели, задач с детьми и родителями
- Создание условий, необходимых для реализации проекта.
- Разработка перспективного планирования по проекту
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2. Основной
- Мероприятия по реализации проекта (внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах)
- Привлечение родителей к работе по реализации проекта
3. Заключительный
- Анализ полученных результатов
- Рекомендации родителям
Технология работы по проекту
- Выделение проблемы (определение противоречий) Сотрудничество между ДОУ и родителями рассматривается как единый процесс ознакомления детей с темой проекта
- Формирование гипотезы. Совместная инновационная работа позволит создать единое пространство для формирования экологических знаний о зимующих птицах.
- Постановка цели и определение задач. Формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного бережного отношения к ним
- Определение вида проекта. Вид: краткосрочный (2 недели) познавательно-исследовательский, познавательно — игровой
Участники: воспитатели группы, дети, родители
5. Создание условий для реализации проекта (подбор литературы, пособий). Пополнение ресурсной базы ДОУ
Методическая литература
Наглядный материал
Организация мероприятий
6. Подбор форм и методов работы.
Консультации для родителей, дидактическое и методическое оснащение проекта, выставки, коллективная работа, наглядная агитация.
7. Реализация проекта. В совместной деятельности педагогов и детей, родителей.
8. Получение конечного результата Итоговое мероприятие Игра-икторина «Зимующие птицы»
9. Оценка эффективности (наличие заинтересованности участников проекта) Анкетирование
Планирование по теме проекта
Познавательное развитие • Наблюдения за птицами, прилетающими на участок
- Сравнение птиц
- Дидактическая игра «Разрезные картинки», «Домино»
- ООД
- Ознакомление с природой «Как птицы живут зимой»
- Формирование целостной картины мира Тема: «Зимующие птицы»
- ФЭМП. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
- Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой»,
«Кто заботится о птицах»,
«Пользу или вред приносят птицы?»,
«Меню птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
- Просмотр мультфильмов «Высокая горка», «Воробьишко»
- Решение проблемной ситуации «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
Речевое развитие • Дидактические игры:
«Один-много»
«Назови ласково»
«Счет птиц»
«Назови птичку, которой не стало»
«Угадай птицу по описанию»
- Чтение художественной литературы:
И.Тургенев «Воробей»;
В.Сухомлинский «О чем плачет синичка»
И.Поленов «Синичкины кладовки»
Г.Скребицкий Берегите птиц
Чтение стихотворений о зимующих птицах
Отгадывание загадок
- Пальчиковая игра «Птицы у кормушки», «Где обедал воробей»
Социально-коммуникативное развитие • Изготовление кормушек
- Чистка кормушек от снега
- Подкормка птиц
Физическое развитие • Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль»
«Воробушки и кот»
«Птички в гнездышках»
- Утренняя гимнастика «Птицы зимой»
Художественно-эстетическое развитие • Слушание аудиозаписей «Голоса птиц»
- Изготовление кормушек из коробок от молока (сока)
- Рисование: «Синички» (развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками)
- Аппликация «Воробушки ищут корм»
- Лепка «Птички прилетели на кормушку»
- Конструирование из бумаги «Снегирь»
- Раскраски о зимующих птицах
Работа с родителями • Консультации
«Они остались зимовать, мы им будем помогать»
«Из чего можно сделать кормушку для птиц»
- Организация работы по сбору корма для птиц, подкормка птиц
- Изготовление кормушки на участок
Пополнение развивающей среды • Оформление альбомов для рассматривания
«Зимующие птицы»
«Как птицы зимой живут»
- Оформление подборки стихов «Зимующие птицы»
- Оформление подборки загадок о зимующих птицах
- Оформление дидактических игр по теме проекта
- Оформление картотеки наблюдений за птицами
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Расширен кругозор детей о зимующих птицах (знают названия и строение птиц, их повадки, умеют отличать по внешнему виду, где живут, чем питаются…)
- Сформированность у детей любознательности, познавательной активности, бережного, заботливого отношения к зимующим птицам, желания им помогать
- Обогатилась предметно-развивающая среда: художественной и специальной литературой; иллюстрациями, альбомами для рассматривания; создана копилка со стихами, загадками о зимующих птицах; дидактическими играми по теме проекта…
- Вовлеченность родителей в тему проекта: изготовление кормушки на участок, сбор корма для птиц, подкормка птиц совместно с детьми за территорией детского сада
ЛИТЕРАТУРА
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М. «Просвещение», 1990.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.
- Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «АРКТИ», 2004.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
М., «Академия», 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., «Мозаика-Синтез», 2003.
- Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» М., 2016
- В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
|