Образовательная область «Коммуникация».
Форма проведения: «Познавательное занятие»
Интеграция областей:
«Коммуникация» (основная образовательная область), «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка».
Виды деятельности: коммуникативная, поисковая, игровая, двигательная.
Задачи:
Скачать конпсект
Скачать мнемотаблицу
Скачать Презентацию
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять умение составлять описательный рассказ о перелетных птицах по мнемотаблице.
- Упражнять в составлении многословных предложений (В поле я увидел длинноного аиста).
- Расширять словарь существительных (аист, грач, ласточка, кукушка, соловей, скворец, оперение, тело, спинка, грудка, крылья, хвост, лапки, оперение, орнитолог, гнездо, дупло, глина…) прилагательных (голосистый, скрипучий, звонкий, длинноногий, чернокрылый, остроклювая, хрупкое, прочное) глаголов (прилетают, вьют, чистят, поют, ловят, летят) и наречий (юрко, быстро, голосисто) по данной теме.
- Учить детей правильно подбирать слова антонимы (высоко-низко) и синонимы (звучный, мелодичный).
- Совершенствовать навыки словообразования (длинные ноги — длинноногий)
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию связного речевого высказывания, логического мышления, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики.
- Познакомить детей с профессией «орнитолог».
Коррекционно-воспитательные:
- Развивать у дошкольников познавательную и эмоциональную активность, бережное отношение к природе и птицам.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, магнитная доска, символ «Солнышко», конверт с письмом, разноцветные конверты, картинки птиц, мнемотаблицы для описания птиц, разноцветные прищепки, медали.
Ход НОД
1. Организационный момент. Вводная беседа.
Включен мультимедийный проектор, на экране картинка ранней весны.
(1 слайд)
Логопед: — «Ребята, а какое сейчас время года? Какой весенний месяц?».
«Кто к нам возвращается весной?». «Какие птицы?». «Почему их называют перелетными?». «А вы знаете, какие ученые изучают перелетных птиц? – эти ученые называются орнитологами». (2 слайд)
2. Введение в новую тему «Таинственное письмо».
Логопед: — «Сегодня утром я получила письмо от орнитологов нашей страны. «Дорогие ребята! В этом году увеличилось количество птиц, которые возвращаются наши края. Мы просим Вас помочь нам в описании перелетных птиц. Будьте внимательными!» Вы готовы стать юными орнитологами?».
3. «Узнай птиц по голосу».
Логопед: — «Ребята! Когда наступает весна, мы начинаем слышать голоса множества птиц. И еще задолго до того, как мы увидим птицу, мы ее может услышать. Давайте узнаем птиц по голосу».
Логопед: «Чей голос вы сейчас услышали? Какой он: приятный, громкий, тихий, скрипучий?» Дети описывают голос и называют птицу.
На мультимедийном проекторе появляются птицы (аист, грач, кукушка, ласточка, скворец, соловей). (3 слайд)
4. «Называй, повторяй, запоминай».
Логопед: — «Ребята, а кто самый первый прилетает из теплых краев? (4 слайд) Как вы думаете, почему именно грач прилетает первым? Давайте назовем части тела грача по цепочке».
Дети передают друг другу солнышко и прикрепляют к нему по лучику (лучик-существительное).
Логопед первым называет существительное, а дети повторяют его и называют свое.
У грача есть тело, голова, перья, клюв, глаза, лапки, хвост…
5. «Узнай гнездо птиц».
Логопед: — «Ребята, а почему птицы возвращаются к нам?».
Логопед: — «А как вы думаете, гнезда у перелетных птиц одинаковые?».
Логопед: — «У какой птицы самое большое и самое маленькое гнездо? Чье гнездо самое хрупкое? Подумайте, какая птица использует глину при строительстве гнезда? Какая птица любит селиться в домике, который для неё сделал человек? Как он называется? Ребята, а какая птица не имеет своего гнезда?»
На проекторе гнезда птиц. (5 слайд)
Логопед: — «Давайте вместе с вами попробуем назвать жилище этих птиц. Гнездо ласточки –чье гнездо? Гнездо соловья – чье гнездо?
6. «Какой? Какая? Какие?». Динамические упражнения.
На доске силуэты птиц.
Логопед: — «Ребята, орнитологи прислали фотографии перелетных птиц, но когда я открывала конверт, то увидела, что все фотографии испорчены, остались только темные силуэты. Помогите узнать птиц. А как вы догадались, какая птица на фотографии? Если у аиста длинные ноги, он? — длинноногий. У грача черные крылья, поэтому его называют? -чернокрылым. У скворца острый клюв, поэтому его можно назвать? –остроклювым. Давайте превратимся в скворушек».
Физкульминутка для развития общей моторики «Остроклювый скворушка».
Остроклювый скворушка руки на поясе, ходьба на месте
Свил в дупле гнездо круговые движения руками
Будущим птенчикам понравится оно хлопки
Упражнение для развития мелкой моторики «Видит скворушка в траве»
Логопед: — «Ребята, а на что похожа, открытая прищепка? (открытый клюв птиц). Возьмите в руки по одной прищепке и представьте, что это клювик нашего скворушки». (Дети выполняют движения по ходу чтения стихотворения)
Видит скворушка в траве открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки,
И на кочке, и в листве, тоже движение пальцами левой руки,
И среди густых лугов, прищипывать кончики пальцев левой руки,
Мошек, мух, стрекоз, жуков. тоже движение правой рукой.
Итог занятия «Опиши свою птицу».
К столам детей прикреплены конверты с птицами.
Логопед: — «Ребята, теперь мы с вами очень много знаем о жизни перелетных птиц, а теперь настало время встретить их. Посмотрите, кто к вам прилетел. Давайте разобьемся на пары и попробуем составить по схемам-подсказкам рассказ-загадку, а остальные дети отгадают ее».
(Приложение 1.)
Итог занятия. Рефлексия.
Звучит спокойная музыка.
Логопед: Ребята что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Что на занятии вам понравилось больше всего?
Дети передают ласточку друг другу и рассказывают о своих впечатлениях.
- «Вы замечательно справились с заданиями, много узнали о перелетных птицах, смогли описать их, и за это получаете медали юных орнитологов».
Приложение к конспекту НОД: презентация «Юный орнитолог», мнемотаблица.
|