Конспект занятия по экологии в средней группе "Зимующие птицы нашего края"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 32 «Сказка»
Республика Татарстан» Воспитатель: Сайфутдинова Л.Д. Зеленодольск 2016г.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Труд».
Виды деятельности: познавательная, продуктивная, игровая, трудовая.
Программные задачи:
Образовательная: Закрепить понятия «зимующие птицы»,
- Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека
- Знакомить детей с народными приметами про птиц, повадками птиц.
Развивающая: Развивать мышление, наблюдательность;
- Развитие зрительной и словесно-логической памяти
- Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Скачать конспект
Воспитательная: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.
Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, нахохлились;
Материал и оборудование: Слайды с изображением птиц- синица, воробей, снегирь, ворона, сорока, дятел, сова, голубь; разрезные картинки птиц; семена растений, рябина и т.д.
Ход занятия
В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте по приветствуем гостей. (на двух языках)
В: Дети, а какое сейчас время года?
Д: Поздняя осень
В: Какие изменения произошли в природе?
Д: Опали все листья, становится холоднее, дни стали короче, птицы улетели в тёплые края.
В: Как можно сказать о птицах, которые улетают на юг?
Д: Перелётные
В: Перечислите перелётных птиц.
Д: Ласточки, скворцы, грачи, аист, гуси, утки..
В: Птицы, которые питаются насекомыми, они улетают после первых заморозков, как исчезают насекомые, а когда замерзают озера и реки, улетают водоплавающие птицы (гуси, утки, лебеди).
В: Не все птицы улетели, а только перелетные птицы. Многие птицы не улетают, а остаются зимовать в наших краях. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Д: Зимующие.
В: А где живут зимующие птицы?
Д: В лесу (высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах) и в городах.
В: Да, все правильно дети. И говорить мы будем о зимующих птицах.
Посмотрите, ребята, у нас в группе появилась ёлка. А на неё шишки. Шишки не простые.
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей
Кто это? (воробей)
2. И зимой ей не сидится Над моим окном кружится. Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку (Синица)
2. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири)
4. Все деревья я лечу по деревьям я стучу Их спасают от врагов Вредных, маленьких жуков (дятел)
6. Эта птица рядом с нами Мы зовём их сизарями. И зимой в мороз и голод Не покинет город… (голубь)
В: Молодцы, правильно.
В: Как же птицы переносят морозы? Оказывается, они готовятся к зиме. птицы меняют оперение на более густое и более длинное. Они собираются в стайки, нахохлятся, таким образом, греются.
В: А теперь давайте поиграем
(музыкальная игра).
В: Ребята, а давайте с вами вспомним строение птиц (СЛАЙД) голова, туловище, крылья, хвост, лапки. Птицы покрыты опереньем.
ДИ:
В:. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери и расскажи про птичку». Каждому раздаётся пазл с частями картинки, вы должны сложить из частей цельную картинку и рассказать, кто или что на ней изображен.
Д: Это птица синица. Грудка у синицы жёлтая, на голове черная шапочка, на щёчках белые пятна, на шее чёрный галстук. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
Под моим окном две птички -
Желтогрудые синички Долго громко щебетали И в окно стучаться стали. Видно кушать захотели.
В:. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
Д: Это птица воробей. У него серая грудка, а крылья и хвост коричневого цвета. короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький.
Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: - Киньте крошек воробью - Я вам песенку спою,
Чик-чирик! Киньте просо и ячмень - Буду петь вам целый день, Чик-чирик!
В. если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению.
Д: Это птица снегирь.
В: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Д: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
Снегири — смешная птица, Зиму вовсе не боится, В зиму в гости прилетает, Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица, Леса зимнего певица.
В: Примета гласит, если запел снегирь — быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет — к оттепели..
Д: Это птица Дятел. Дятел птица лесная. Эти птички очень красивые. Дятел носит красную шапочку, пёстрые крылья белая грудка.
У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной, Разговаривает просто Он с берёзой и сосной.
Без лекарств и инструмента Он излечит пациента, Прилетел и сел на сук - -Как здоровье? тук-тук-тук..
В:дятел долбит зимой крышу- дома завелись мыши
Д: Это птица сорока. У сороки есть прозвище — белобока. Грудка белая, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у сороки хвост — длинный.
Прилетела к нам сорока Белогруда, белобока, Потрещала, поскакала, Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла, Хвостик в луже помочила, Потом пёрышки встряхнула, Разбежалась и вспорхнула!
В: Поверье гласит -сорока под крышу лезет — к вьюге.
Д: Это ворона У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а грудка серая.
Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хрипловатая Известная персона.
Серая ворона!
В: если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы — быть снегопаду.
Д: Это птица Сова. Сова- лесная птица. Сова – это хищная ночная птица. Голова совы круглая с большими глазами, когти длинные и острые, а клюв хищный и короткий. Перья у совы коричневые.
*. Сова на дереве сидела, И во все глаза глядела: Может быть, упала шишка, Или пробежала мышка.
Не мешало бы опять Мышку на обед поймать.
В: Сова близ дома охает-к рождению дитя.
Д: Это птица Голубь У голубя голова, грудка, крылья и хвост голубого цвета. Клюв и лапки розового цвета. Живёт голубь в городе.
Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре, Ходит очень важно, Не боится даже. Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути. Это сизый голубок.
В: К недоброму человеку голубь и зимой не летит.
В: Ребята, как много и интересного мы узнали о зимующих птицах. Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Д: Нет, нелегко им холодно и голодно.
В: Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь? (ответы детей) Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Д: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
В: А вы знаете, чем питаются птицы зимой? Давайте выполним задание. Нужно собрать корм для питчей столовой.
Дети определяют корм птиц. (на столе в блюдцах различная еда: семечки, семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений, конфеты, яблоко и т.д).
В: Для чего нужна кормушка? (Ответы детей) Правильно, сейчас мы корм разложим в кормушку для наших птичек
ИГРА.
В:Ребята, я вам предлагаю поиграть в одну игру. Выберите себе шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели Воробьи к нам прилетели,
А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду,
а в четверг со всех краёв Стая жёлтеньких синиц. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
В: Ребятки, я вам предлагаю сделать аппликацию их цветных ниточек.
Итог.
В: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Д: О зимующих птицах.
В: Сегодня, когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц и покормим птичек, которые прилетят к кормушкам.
В: Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой Стайка на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна.
Горсть одна и не страшна Будет им зима. Приучите птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
|