(старшая группа (ОНР)
МДОУ д/с №4 «Ивушка» комбинированного вида Воспитатель высшей категории Ларина Валентина Васильевна
г. Реутов
Цели:
- расширять знания детей о жизни снегирей, познакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временем года. Воспитывать бережное отношение к живому миру природы; воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.
Логопедические цели:
- работа над пониманием обращенной речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие слухового внимания;
- развитие просодической стороны речи (ритм, дыхания);
- формирование активной речи (совершенствование фразовой речи).
Словарь:
- огонек, светофор, северянин, матрешка, житель.
Предварительная работа:
- приготовить разноцветную бумагу, вату, серпантин, трафареты птиц. Красные бусинки разной величины и формы;
- оформить атрибуты костюма снегиря, совы;
- систематизация стихов. Произведений устного народного творчества (пословиц, народных песенок, загадок о снегире).
Дыхательное упражнение «Снегирек»
Сел на ветку снегирек — Дети взмахивают кистями рук. Ф–ф, ф–ф. — Брызнул дождик- он промок. Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой. Ф-ф, ф- ф, Коротко, мягко выдыхают. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька! Качают поднятыми руками над головой.
Ф-ф-ф… Продолжительно выдыхают. Немецкая детская песенка.
(Дети подходят к птичьему дому)
В. Ребята, посмотрите, как сверкают фонариками деревья около птичьего дома. Что же это такое? Наверное, праздник отмечают жители леса, а может быть это Совушка — Сова, умная голова опять какую-то мудрую задачку нам задала.
Д. Ответы предположения.
Появляется Сова (девочка), читает первые 6 строчек стихотворения:
«Огоньки снегири»
Откуда в дремучем лесу огоньки Садятся на ветки, на снег. На сучки Что ж ветки от тех огоньков не горят. Не тает нисколько их снежный наряд.
То с ветки сосновой, то с елки мохнатой Вспорхнет огонек, красногрудый, крылатый.
Е. Трутнева
Сова: Ну, что, ребята, догадались, что за огоньки вас сегодня встретили около нашего дома
Д. Это на ветках сидят снегири
В. Правильно, и поговорим сегодня мы с вами о северной птице-снегире.
Выходит ребенок-Снегирек: Пусть я птичка-невеличка, У меня друзья привычка, Как начнутся холода-
Прямо с севера сюда. Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко красный галстук мой.
Сова: все правильно ты рассказал Снегирек о себе. Смотрите ребята (обращает внимание на иллюстрацию с изображением снегиря), эти птицы с ярким оперением-красным на груди и серо-голубоватым на спине. Снегири величиной чуть крупнее воробья. Красные грудки самцов зимой видны из далека. Ребята, как вы думаете, с чем еще можно сравнить снегиря?
Д. Светофором, когда горит красный свет, с матрешкой в красном сарафане.
В. Совушка — сова, а является ли снегирь предсказателем погоды?
Сова: Да, в народе говорят, что:
- Если снегирь запел — быть вьюге.
- Снегири зимой скрипят — на снег, слякоть.
В. Так что, когда вы гуляете и если вдруг увидели снегирей, то можете понаблюдать за их поведением, а затем определить погоду на следующий день.
Снегирек: ребята, давайте с вами поиграем.
Физкультминутка «Птицы»
Дети бегут по кругу, делая взмахи руками ( «птицы летят»). Ударяю в бубен, дети приседают и стучат пальцами по полу ( «птицы клюют зёрнышки»). Если звеню бубенчиком, дети приседают и отводят руки назад ( «птицы отдыхают»).
В. А давайте поговорим об условиях жизни птиц зимой.
В. Птицам холодно? Чем питаются птицы зимой?
Д. Ягодами, шишками, плодами деревьев, крошками.
В. Хватает снегирям пищи?
Д. Нет, не хватает.
В. Почему не хватает?
Д. Земля покрыта снегом, им не удается достать из-под снега пищу.
В. Чем мы можем помочь снегирям?
Д. Подкармливать их.
В. Что для этого нужно?
Д. Кормушки
В. Как нужно следить за кормушками?
Д. Очищать их, подсыпать корм.
В. Дети, Сейчас мы поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом).
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.
Логопедическая гимнастика.
«Попугай болтает» (на выработку умения удерживать расслабленный язык широко распластанным). Улыбаться. Приоткрыть рот. Спокойно положить широкий язык а нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить
«пя-пя-пя» на одном выдохе. Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Не задерживать выдыхаемый воздух, боковые края языка касаются углов рта.
Упражнение на координацию речи и движения «Синичка»
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах Завертелась, как волчок, кружатся
Вот Присела на минутку, приседают Почесала клювом грудку, почесывают пальчиками грудь И с дорожки – на плетень, убегают на места Тири-тири, тень-тень-тень
А. Барто сидя, взмахивают кистями рук
Снегирёк: Ребята, а вам понравились снегири – огоньки, которые висят на деревьях около птичьего дома?
Я хочу вас научить их конструировать, проходите в нашу лесную мастерскую «Чудесные крылышки»
Дети садятся за столы.
Сова и снегирёк показывают, как смастерить из бумаги и ваты снегирят.
Через некоторое время дети возвращаются к птичьему дому. На нем загорелся ещё один огонек, раскрыто окошко, в которое видно изображение снегиря.
Итог:
Сова: Посмотрите, ребята, в птичьем доме свет горит уже в ещё одном окошке, в них живут ваши друзья, о которых вы знаете много интересного.
Сегодня мы встречались со снегирём, но не всё он успел вам рассказать о себе, поэтому, оставил вам эти замечательные книги, в которых вы можете найти рассказы, сказки, стихи, загадки об удивительных птицах — снегирей.
|