Конспект НОД для подготовительной группы «Перелетные птицы»
Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».
Цели занятия:
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой)
- учить согласовывать имена существительные с числительными
- учить согласовывать имена существительные с глаголами
- развивать связную речь, зрительную память, внимание
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», мяч,
1 Сегодня на занятие мы будем говорить о перелетных птицах
-Почему их так называют?
(Потому что им стало холодно и голодно, насекомые исчезли)
-Птицы, которые питаются насекомыми, как называются (Насекомоядные)
-А чем ещё питаются птицы (семечками, зернышками)
-А как они называются (зерноядные)
-Давайте вспомним названия перелетных птиц
(Грач, Скворец, Кукушка, Ласточка, Стриж, Журавль, Трясогузка, Кряква, Гусь, Лебедь, Иволга)
-А подскажите У КОГО — КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля — журавленок, журавлята. У скворца — скворчонок, скворчата. У лебедя — лебеденок, лебедята. У грача — грачонок, грачата. У утки — утенок, утята. У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята.
2 — Что можно про них сказать, какие они?
Игра «Назови признаки»
Птицы (какие) — большие, маленькие, красивые, разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие.
3 — А что же они умеют делать?
Птицы (что делают) — летают, прыгают, скачут, ходят, бегают, сидят, охотятся, ловят мошек, хватают, кричат, шумят, поют, машут крыльями, высиживают, кормят, заботятся, защищают, ищут корм, носят в клюве.
4 -Теперь мы посмотрим какие вы внимательные
Игра «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль.
5 — Физминутка
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой! (И. Токмакова)
6 — А сейчас давайте поиграем в “Четвертый лишний”
Игра «Четвертый лишний».
Я буду называть птиц, а вы среди них должны найти лишнюю и объяснить, почему вы так считаете.
- Ласточка, стриж, лебедь, иволга.
Лебедь – водоплавающая птица.
Воспитатель: Цапля, лебедь, соловей, журавль.
Соловей обитает в лесу, а остальные птицы – на воде.
Воспитатель: Грач, дятел, кукушка, трясогузка.
Дятел – зимующая птица.
Воспитатель: Ласточка, лебедь, кукушка, жаворонок.
Кукушка не высиживает птенцов.
7- У меня есть еще одна игра,
Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста», «У меня пять грачей».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
8- Упражнение «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
У цапли длинные лапы (какая цапля) — Длиннолапая цапля.
У аиста красный клюв (какой аист) — Красноклювый аист.
У лебедя белые крылья (какой лебедь) — Белокрылый лебедь.
У чижа желтая грудь (какой чиж) — Желтогрудый чиж.
У ласточки черная голова (какая ласточка) — Черноголовая ласточка.
У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка) — Длиннохвостая трясогузка.
У ласточки быстрые крылья, поэтому её называют … быстрокрылой.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют. звонкоголосым.
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы
|