Задачи: 1.1. Закрепить представления детей о перелётных птицах, живущих в нашей местности, их внешнем виде, основных частях тела, питании, пользе. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, употребление творительного падежа существительных, дополнение предложений одним словом).
- 2. Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 5, умение находить цифру, соответствующую определенному количеству предметов, умение сравнивать, анализировать и объединять предметы по двум разным признакам (форме и цвету) с применением карточек-символов.
- Развивать произвольное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением, связную речь детей (умение составлять описательный рассказ по плану-схеме, а также предложения по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели»), диалогическое общение с педагогом.
- Стимулировать положительные эмоции детей; воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Скачать конспект
Оборудование и материалы: предметные картинки перелётных птиц, волшебная шкатулка, д.и. «Марфушкины часы», д.и. «Чем питаются птицы?», д.и. «Кто как устроен?», д.и. «Собери птичек», шапочки ласточек, план-схема «Описание птицы», серия сюжетных картинок «Скворцы прилетели», пиктограммы (названия сюжетных картин), цифры.
Ход занятия:
1. Орг. момент
- Ребята, в моих руках «волшебные часы» (д. и. «Марфушкины часы»). Весь год стрелка этих часов движется по кругу и одно время года сменяется другим. Скажите, какое сейчас время года? (весна) После какого времени года наступает весна? (после зимы). Как называется первый месяц весны? (март) Второй? (апрель) Третий? (май)
Д.и. «Доскажи предложение»
Погода весной (какая?) …………… Солнце весной (какое?) …………… Небо весной (какое?) ……………… Снег весной (что делает?) …………
А сосульки (что делают?) …………… Ручейки (что делают?) ……………… Листочки на деревьях (что делают?) …… Трава вырастает (какая?) …………… Весной птицы (что делают?) …………
- Верно, ребята. Весной всё оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что именно весной к нам из тёплых стран возвращаются пернатые друзья. Давайте представим, что мы с вами оказались в весеннем лесу. Присядем на поляне. И послушаем, чем нас встречает весенний лес. Я хлопну в ладоши, а вы закрывайте глаза и слушайте. (Звучит музыкальная запись «Голоса птиц»)
- Что вы услышали?
- Верно, дети. Мы слышим пение птиц. Они радуются приходу весны. Загадывают друг другу загадки.
3. Отгадывание загадок.
- А у меня для вас есть весенний сюрприз. Эта шкатулка не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда слушайте и отвечайте:
Черный, проворный, Кричит: «Крак». Червякам враг. (Грач)
На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его … (Скворец)
Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый. Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту За лягушками в болото. (Аист)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка)
Длинноногий, длинношеий. Длинноклювый, телом серый. А затылок – голый, красный. Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек – Бестолковых попрыгушек. (Журавль).
(Картинки с изображением птиц выставляются на доске)
- Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите. (Дети называют птиц) Посчитаем, сколько их. (Считают). Какой по счёту скворец? Грач? Ласточка? Журавль? Аист?
Поиграем в игру «Один – много». (Образование множественного числа от сущест-вительных единственного числа).
- Я назову одну птицу, а вы скажете, как звучит слово, если птиц много.
- Скажите, ребята, а как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. Почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?
4. Д.и. «Чем питаются птицы» (Образование творительного падежа существитель-
ных)
5. Д.и. Кто как устроен?»
- Мы назвали много разных птиц. Но у всех них есть одинаковые черты. Давайте вспомним, какие части тела есть у птицы.
6. Физминутка «Птички».
-Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова.
-Вот так, дети, повернись! (вращаются вокруг себя)
Быстро в птичек превратись.
- Назовите, в какую птичку вы превратились? (в ласточку)
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают, «летают», Птички песенки поют, «поют», Птички крошки собирают, «собирают», Птички зернышки клюют. «клюют»
Перышки почистили. «чистят». Клювики почистили. «чистят». Дальше полетели «улетают», И на место сели. садятся)
7. Д.и. «Собери птичек»
Детям предлагается выбрать из множества птичек тех, которые соответствуют заданным признакам (форме и цвету). Так, одному ребёнку предлагается выбрать только синих квадратных птичек, другому – желтых треугольных, третьему — красных круглых, четвертому – белых прямоугольных, пятому – зеленых овальных). Задание построено таким образом, чтобы каждый ребенок выбрал разное количество птичек: 1, 2, 3, 4, 5. Причем, среди множества птичек, предложенных детям, имеются птички одной формы, но разного цвета (это усложняет задание и правильный выбор). Педагог предлагает каждому ребенку посчитать птичек и найти соответствующую цифру. (Д. и. «Число и цифра») Цифра выставляется на доске. Затем детям предлагается выставить цифры последовательно от 1 до 5. (Д. и. «От 1 до 5») Цифры называются.
Образцы птичек:
8. Составление описательного рассказа «Скворец» по предложенному плану-схеме.
- Собирая насекомых-вредителей, птицы приносят большую пользу людям. Поэтому люди стараются, чтобы птицы жили поближе к ним и защищали посадки от вредных насекомых. Для скворца они даже строят домики и развешивают их возле своего жилья. А что это за птица, мы сейчас с вами расскажем. (Дети составляют рассказ-описание скворца)
9. Беседа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели». (См. ниже)
Далее педагог предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину из ССК «Скворцы прилетели» и ответить на вопросы. Каждой картине дети подбирают подходящее название.
Картина № 1: Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Почему дети решили построить скворечники?
Картина № 2: Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из чего делают скворечники? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?
Картина № 3: Где находятся дети и учитель на этой картине? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?
Картина № 4: Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются? Зачем дети сделали скворечники? Как птицы будут помогать людям?
Пиктограммы (схематичные рисунки) – Названия к сюжетным картинам.
10. Подведение итогов занятия.
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? Про кого мы сегодня говорили? (Про перелётных птиц). Впереди нас ждет лето. И птичьи голоса еще будут нас радовать до самой осени. А сейчас мы прощаемся с лесом и возвращаемся в детский сад.
|