Цель: Дать представления о перелётных птицах.
Задачи:
- Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
- Учить разгадывать кроссворд, ребусы.
- Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
- Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
Материалы и оборудование: презентация занятия.
Скачать конспект
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, утром ко мне приходил почтальон и принес конверт. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём – загадка.
Я раскрываю почки, В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю,
Движения полна, Зовут меня... (Весна)
- О каком времени года говорится в письме? (В письме говорится о весне). Правильно, о весне. (Слайд №1)
- Я для вас приготовила кроссворд с загадками. Давайте попробуем его разга-дать. (Слайд №2)
1. Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
2. На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица: В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется... (Синица)
3. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тюкнет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля)
4. Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица … (Грач)
5. Кто два раза родится: В первый раз гладкий, Во второй раз мягкий? (Птица)
После разгадывания кроссворда, дети читают ключевое слово «ПТИЦА» и определяют тему занятия.
- Окружающий человека мир полон звуков и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).
- Назовите, чьи голоса вы узнали? (Соловей, грач, кукушка, ласточка) (Слайд №3)
- Какое настроение у вас вызывает пение птиц? (Радостное, весёлое)
- Скажите, пожалуйста, какая забота у птиц весной? (Строить гнёзда, искать корм)
Физкультминутка «Шустрая синица»:
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Игра «Определи, чьё гнездо?» (Слайд №4)
- А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгадаем и узнаем, кто из птиц первым прилетает к нам весной. (Слайд №5)
- Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №6)
Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
- Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону)
- Чем питается грач весной? (Грач питается червяками, жуками, личинками)
- Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)
- Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру, дождю, снегу, белоклювые чёрные птицы начинают волноваться: поднимутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь…
- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, грачата. У соловья – соловьёнок, соловьята. У аиста – аистёнок, аистята. У скворца – скворчонок, скворчата.
У журавля – журавлёнок, журавлята. У чижа – чижонок, чижата. У лебедя – лебедёнок, лебедята. У утки – утёнок, утята.
У дрозда – дроздёнок, дроздята. - Игра «Кто на дереве живёт?» (Слайд №7) - На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами. - Рефлексия.
|