Конспект совместной познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в весеннем лесу»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Составила: Березина Л.В., воспитатель Санкт-Петербург 2017
Задачи:
- Образовательная — расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках, формировать познавательный интерес;
- Развивающая — развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи, активизировать словарный запас детей;
- Воспитательная — воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: рассматривание картинок с разными насекомыми их внешнем вид, беседы о пользе и вреде приносимыми ими, расширение знаний об их художественной литературы – В.Бианки «Приключения муравьишки», «Паучок пилот», А.Скепков «Жил на свете муравей», рисование и лепка насекомых.
Материал: шапочки муравьёв, картинки с изображение полянок для пчёл, бабочек, стрекоз, божьей коровки; изображение муравейника; картинка дрозда; разрезные картинки с видами пчёл; мнемотаблица с жизненным циклом бабочки; игра «Дорисуй бабочку»; игра «Найди различия»; карточки с числовым рядом «Нарисуй стрекозу»; волшебная палочка; фломастеры; мольберт; звуки природы.
СОТ: игровые, мнемотехника, моделирование.
Ход занятия
1. Приход весны (беседа).
Звучит музыка (звуки весны – капель, журчание ручейка, щебет птиц…). Ребята, как вы думаете, о чём нам говорят эти звуки? (ответы детей). Расскажите, как вы догадались о её приходе, по каким признакам узнали весну? (ответы детей, в процессе общения педагог делает акцент на насекомых).
2. Превращение в муравьишек. Путешествие.
- Ребята, вы хотели бы побывать в весеннем лесу и посмотреть на насекомых поближе, узнать о них что- то новое? Тогда, закройте глазки и представьте, что вы стоите на полянке, вокруг шумят листвой деревья, шелестит трава (включаются звуки природы).
- Вот мы и на полянке. Мы с вами такие большие, а насекомые маленькие, они нас боятся. Давайте превратимся в муравьишек чтоб не напугать насекомых и получше разглядеть их. У меня есть волшебная палочка, сейчас я дотронусь до вас, и начнётся превращение (педагог дотрагивается до каждого ребёнка волшебной палочкой; он превращается в муравья, одев шапочку с усиками).
Выставляется картинка с видом муравейника.
- Ребята, что это? (ответы детей).
- В самом начале весны муравейник похож на кучу сора и старой хвои: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдёт снег, муравьи вылезут погреться на солнышке после зимнего сна. Расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о муравьях? (ответы детей, задаются наводящие вопросы; педагог рассказывает новые факты: муравьи никогда не спят, поднимают ношу в 10 раз больше своего веса; у них есть самка-основательница, которая, откладывает личинки).
- Скажите, пожалуйста, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей).
- Ой, посмотрите на муравейник села птица (выставляется картинка дрозда). Кто узнал эту птичку? Как вы думаете, зачем она села на муравейник? (ответы детей).
- Дрозд разгребает лапами верх муравейника, но муравьёв не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи залезают им под крылья и быстро «вычёсывают» всё, что там скопилось.
- Продолжим наше путешествие, а по дороге мы будем рассказывать стихотворение:
Дом большой у муравья, Как и вся его семья, Дружно носят хворостинки На своих широких спинках.
Пока дети идут по кругу, выставляется маленькая полянка, где под листиком спрятана божья коровка.
- Посмотрите! Маленькая полянка, а на ней под листиком кто-то спрятался. Чтобы узнать, кто там вам надо отгадать загадку.
Красненький кружочек, Много чёрных точек, Крылья раскрывает, В небо улетает?
- Правильно (открывается листок, под ним изображение божьей коровки). Скажите, что вы знаете о божьей коровке? А чем она полезна? Почему божья коровка такая яркая? (ответы детей; педагог рассказывает, что она выделяет белую жидкость, которая плохо пахнет, из-за этого птицы их не едят).
- Посмотрите, у меня есть две божьи коровки и они очень похожи, но не совсем. Вам надо найти различия (проводится игра «Найди различие»).
- Молодцы! Отправляемся дальше (дети двигаются по кругу, рассказывая стих про муравья).
- Вот и следующая полянка, на ней тоже кто-то спрятался, а чтобы узнать кто, надо выполнить следующее задание. Необходимо нарисовать, по цифрам, образ насекомого (дети индивидуально выполняют задание, рисуя стрекозу по точкам, используя числовой ряд).
- Вот к нам и стрекозка прилетела
Стрекоза красавица На лугу летает, Очень ей тут нравится Быть в цветочном рае.
- Что вы знаете о стрекозах? (ответы детей; педагог рассказывает, что стрекозы самые быстрые насекомые; они развивают скорость до 94-144 км. в час, как машина; стрекоза за один час может съесть 40 мух).
- Давайте расскажем скороговорку про стрекозу:
Стрекотала стрекоза, Стрекоза — Стрекотка. У Стрекотки стрекозы Стрёкот очень звонкий.
- Продолжаем наше путешествие (дети двигаются по кругу, рассказывая стих про муравья).
Вот и следующий уголок полянки. Здесь нам тоже необходимо выполнить задание, чтобы узнать какое насекомое мы сейчас увидим (дети должны сложить несколько разрезных картинок с пчёлами).
- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о пчёлах? (ответы детей; задаются наводящие вопросы, если дети затрудняются ответить). Какую пользу пчёлы приносят людям? (ответы детей; педагог рассказывает, что нельзя давить пчёл т.к они выделяют вещество которое приводит весь рой в агрессивное состояние; после того, как пчела ужалит, она умирает).
- Ребята, давайте с вами составим предложения по картинкам (дети складывают предложения по картинкам, если они затрудняются, то педагог помогает на собственном примере).
- Пойдём дальше? (дети двигаются по кругу, рассказывая стих про муравья).
Выставляется картинка с изображением бабочки, которая наполовину не дорисована.
- Вот следующая полянка, на ней спряталась бабочка, чтобы она прилетела к нам надо выполнить задание (дети дорисовывают половину изображения бабочки, которой не хватает; «прилетает» бабочка).
Бабочка – красавица В разноцветном платьице, По цветкам порхает, Нектарчик собирает.
- Давайте вспомним, что мы знаем о бабочках (ответы детей; педагог рассказывает, что бабочки различают три цвета – красный, синий, зелёный; ощущают вкус с помощью лапок).
- Посмотрите на эту таблицу (выставляется мнемотаблица с жизненным циклом бабочки).
- Ребята, расскажите по этой таблице про жизнь бабочки (рассказ детей).
- Вот и подходит к концу наше путешествие, мы многое узнали и вспомнили про насекомых, но многих мы не видели. Каких насекомых мы не видели? На такой полянке так и хочется поиграть. Проводиться игра «Скажи ласково».
- А сейчас мы должны вернуться в садик, и поэтому мы сейчас превратимся обратно в детей. Педагог дотрагивается до детей волшебной палочкой. Они становятся детьми, сняв шапочки.
3. Заключительный этап.
- Вот мы и в садике. Понравилось вам наше путешествие? Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей). Вы все молодцы!
|