Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида»
Подготовила: Романова Н.В., воспитатель, Саранск 2019
Программное содержание
Цель: систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о том, какие изменения происходят весной
- закрепить названия зимующих и перелетных птиц
- закрепить знания детей о классификации животных леса по способу добычи пищи: хищники, травоядные, всеядные
- учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи
- закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов
- учить составлять описательные рассказы о птицах
- учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных, подбирать наиболее точные определения, соответствующие данному примеру, явлению
- закрепить знания цифр, соотносить их с количеством предметов.
Развивающие:
- развивать умение детей выделять характерные признаки весны
- развивать внимание, наблюдательность, память
- активизировать, уточнять и обогащать лексический словарь
- развивать связную речь
- развивать конструктивные умения.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к природе, животным и птицам
- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе на прогулке, беседы о деревьях, перелетных и зимующих птицах, о признаках весны, составление описательных рассказов, дидактические игры и чтение художественной литературы, изготовление цветов из бумаги.
Предварительная словарная работа: проталины, капель, продолжительность дня, травоядные, всеядные.
Методы и приемы:
Словесный: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, рассказы детей.
Наглядный: рассматривание, наблюдение.
Практический: упражнение, моделирование.
Игровой: дидактические игры и упражнения.
Оборудование: ноутбук, мольберт, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, солнышко, эмблемы.
Материалы: наборы предметных картинок, задания (по количеству детей), бумага белого и зеленого цвета, трубочки для коктейля.
Музыкальное сопровождение: звуки волшебства, музыка П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Приготовьте ладошки, повторяйте вместе со мной.
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок!
Солнечные зайчики,
Быстрый ручеек.
Здравствуй, спелая трава.
Здравствуй, шумная листва.
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть вас. /Руки вверх/
/Покачивание рук/
/Взмахи рук перед собой/
/Руки внизу, покачивание рук/
/Покачивание ладошек/
/Трут ладошки/
/Пальцы соединены в замок/
/Руки к груди, вперед, в стороны/
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в Мир весны. Там нас ждут много интересных заданий, которых нам с вами нужно выполнить. Вы готовы?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Скажем вместе, раз, два, три
в мире весны очутись.
Воспитатель: Ответьте на вопросы.
После какого времени года наступает весна?
Перед каким временем года весна?
Все времена года идут друг за другом, сколько их? Назовите все.
Назовите весенние месяцы?
Какой месяц идет сейчас?
Дидактическая игра «Признаки весны»
Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение надо со слова Весной… Картинку возьми о приметах весны расскажи.
Дети: Ответы детей.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Воспитатель: Без солнца невозможно представить весну. Какое оно солнышко? Подбери слова признаки к слову.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: С приходом весны оживают и деревья. Что происходит с деревьями?
Дети: Ответы детей.
Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»
Воспитатель: Следующее задание, нужно найти с какого дерева лист, или веточка и прикрепить под нужным деревом.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
С приходом весны к нам прилетают птицы. Как называют их?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Чем заняты птицы весной?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Для чего им нужны гнёзда?
Дети: Ответы детей.
Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»
Воспитатель: Сейчас вы, ребята, подходите к столу, берете картинку с изображением птицы и, не называя его должны описать, чтобы другие смогли его отгадать.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас физкультминутка.
Физкультминутка «Пришла весна»
Если речка голубая
пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна.
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая –
Значит, к нам пришла весна.
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет –
Значит, к нам пришла весна.
/Руки в стороны вверх, потянулись/
/Прыжки на месте/
/Хлопки в ладоши/
/приседания/
/Хлопки в ладоши/
/Наклоны головы к левому – правому плечам/
/Хлопки в ладоши/
Воспитатель: Что происходит весной в жизни животных?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Чем питаются дикие животные?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как называют животных, которые питаются растительной пищей?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как называют животных, которые питаются мясом?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как называют животных, которые питаются и растительной пищей и мясом?
Дети: Ответы детей.
Дидактическая игра «Хищные и травоядные животные»
На столе лежат картинки с изображением животных. Вам нужно взять одну картинку, назвать животное и прикрепить к соответствующей эмблеме. Воспитатель: Какое животное находится между…, перед…, после…
Какое травоядное животное большого размера?
На сколько меньше траводяных животных, чем хищников?
Сколько всеядных животных?
Воспитатель: Весной просыпаются и насекомые. Предлагаю пройти за столы и выполнить следующее задание.
Задание «Сосчитай и напиши»
Воспитатель: Сколько насекомых ты видишь на рисунке? Сосчитай и напиши.
Сколько стрекоз?
Сколько бабочек?
Сколько улиток?
Сколько кузнечиков?
Сколько божьих коровок?
Воспитатель: Мир весны невозможно представить без цветов.
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел
Здесь, в уединенье!
Улыбнется ветерок
И с тобой играет,
Солнце целый день тебя
Весело ласкает!
Воспитатель: Какие бывают цветы?
Назовите полевые цветы?
Назовите садовые?
Назовите цветы, которые первыми появляются весной?
Как их называют?
Можно ли рвать цветы? Почему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую, чтобы сделать подснежники своими руками. Но сначала подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Уже глядит цветок.
Раскрылся колокольчик
В тени, там где сосна
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. /стучим «клювиком» по раскрытой ладошке/
/ладошками изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его/,
/растопырить пальцы на обеих руках, как лучики у солнца/
/волнообразные движения ладонями,
ладонь смотрит вниз на стол/
/ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка/
/раскрываем цветочек/
/покачиваем наш цветочек из стороны в сторону/
Прежде чем приступить к выполнению задания вспомним технику безопасности работы с ножницами.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»
Изготовление подснежника по схеме.
Воспитатель: Какие красивые подснежники у вас получились.
А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе.
Покружились, покружились
Снова в группе очутились.
Воспитатель: Где мы побывали?
О чем мы сегодня с вами разговаривали?
Что мы делали?
Что вам запомнилось?
Что понравилось?
Какое задание было самым сложным?
Список используемой литературы
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. – М.: Изд-во Пресс, 2018 г. – 512 с.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005. – 176 с. – С. 158.
Приложение
1. Дидактическая игра «Признаки весны»
Программное содержание: закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Активизировать, уточнять и обогащать лексический словарь по теме: «Весна». Развивать умение детей выделять характерные признаки весны. Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи. Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно. Воспитывать интерес к природе.
Оборудование: Солнышко, сюжетные картинки – приметы весны.
Описание: На столе перед детьми лежат картинки с изображением примет весны. Дети рассматривают картинки, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют ее на лучик солнышка и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной появляются первые цветы» и т. д.)
2. Дидактическая игра «Подбери слово»
Программное содержание: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных, подбирать наиболее точные определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Описание: Воспитатель называет слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету или явлению.
Солнце – желтое, круглое, веселое, золотое и т.д.
3. Упражнение «С какого дерева листок, веточка?»
Программное содержание: умение различать и называть листья и ветки знакомых деревьев.
Оборудование: Карточки с изображением видов деревьев и листьев, соответствующих этим деревьям.
Описание: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
4. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»
Программное содержание: учить составлять описательные рассказы о птицах.
Оборудование: картинки с изображением птиц.
Ребенок описывает внешний вид птицы и предлагает детям его узнать.
5. Дидактическая игра «Хищные и травоядные животные»
Программное содержание: закрепить знания детей о классификации животных леса по способу добычи пищи: хищники, травоядные, всеядные.
Оборудование: карточки с изображением животных, эмблемы зеленого (травоядные), красного (хищники) и синего цвета (всеядные).
Описание: На столе перед детьми лежат картинки с изображением животных. Дети рассматривают картинки, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют ее к соответствующей эмблеме.
|