Коновалова Елизавета Геннадьевна учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области
Цель — учить дифференцировать слоги, слова, словосочетания со схожими фонемами (Л-Ль)
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- обучать дифференциации звуков Л-Ль
- закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков
- закреплять и уточнять понятие «согласный» звук
Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление, память (зрительную и слуховую), фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию, культуру общения, уважение друг другу
- умение слушать педагога и сверстников
Оборудование: предметные картинки, конверты с заданиями.
I. Организационный момент.
Учитель — логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.
Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я…
- ЛУНТИК!
Посмотрите он грустный. Почему он грустный. Ответы детей. Он хочет домой. А где он живёт? (На Луне). А как туда можно добраться? (на ракете). Лунтик построил ракету но вупсень и пупсень украли ее и разобрали на части. Давайте поможем Лунтику попасть домой на Луну. На столе лежат конверты с заданиями, выполняя их, мы построим ракету заново.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия. Артикуляционная гимнастика.
Учитель — логопед: — Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? (Звук [Л])
- При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.
Учитель — логопед: — Что мы можем сказать о звуке [Л]?
Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Учитель — логопед: — Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"].
Учитель — логопед: — Что мы можем сказать о звуке [Л"]?
Учитель — логопед: — Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем зеленым цветом.
Учитель — логопед: Найдите букву «Л» в кассе букв и запишите в тетрадь.
2. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» замените звук л-ль
ЛА-ля лу-лю лэ-ле
Лы-ли ло-лё
Учитель — логопед: Из сколько букв состоит слог? Давайте составим из кассы букв слоги ЛА, ЛИ запишем в тетради и сделаем звуковую схему.
3. Игра: «Светофор»
Учитель — логопед: Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л], поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"], поднимите зеленый сигнал светофора.
Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лена...
4. Игра: «Доскажи словечко»
звуком [Л]: сто..., сту..., осё…, дяте…, уко...,
слогом ЛА: иг…; кук…; ю…; пи..., ска...,
слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа...
5. Игра «Помоги лунтику собрать ромашки»
Определение позиции звука в слове:
Учитель — логопед: Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] — [Л"], в словах. Где могут стоять звуки в словах (начале, середине или в конце слова). И делим слово на слоги. А какое мы знаем правило деление слов на слоги? (Сколько в слове гласных столько и слогов)
Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, туфли, лист, малина, слон, дятел, кукла, белка, лимон
6. Физкультминутка
Вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
7. Игра «Зашифрованное слово»
Учитель — логопед: Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованное» необходимо соединить первые звуки названий предметов.
Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА
Молодцы. Давайте составим это слово из нашей азбуки букв, запишем в тетради и сделаем звуковую схему.
Учитель — логопед: — какой первый звук в слове ЛУНА?
- Какой второй звук в слове ЛУНА?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Почему он гласный?
- Какой третий звук в слове ЛУНА?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой последний звук в слове ЛУНА?
- Сколько звуков в слове ЛУНА?
- Сколько слогов в слове ЛУНА?
- Почему? (ответы детей)
- А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.
8. Составление предложений со словом ЛУНА.
Учитель — логопед: Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.
- Из чего состоит предложение? (Из слов).
- Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).
- Что ставится в конце предложения? (Точка)
Составление детьми предложений.
Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.
Учитель — логопед: — Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках?
Итог занятия
Этап проведения итогов и анализа деятельности:
Фиксацию движения по содержанию ( «Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем»);
Выяснение практического применения нового содержательного шага ( «Для чего пригодится это вам в жизни?»);
Рефлексия групповой деятельности ( «Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
Рефлексия собственной деятельности ребенка ( «А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).
|