Цель: Развитие познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
Развивающие:
- обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
- совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать.
Воспитательные:
- воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлятьзаботу о сохранении природы.
Материалы и оборудование: наглядный материал по теме «Насекомые», картинки птиц и животных, картинки с изображением контура насекомых, ткань с изображением цветов, цветные обручи, ободки для масок, материалы для художественного творчества, музыкальное сопровождение, презентация «Насекомые», ИКТ оборудование.
Предварительная работа:
- беседы
- художественная мастерская
- прогулки, наблюдения в природе
- опыты, исследования
- подвижные игры
- просмотр мультфильмов, презентаций
- оформление стенгазеты.
Непосредственно – образовательная деятельность:
- «Мы идем на луг» — познавательное развитие
- «Скоро лето», «Серая звездочка» — речевое развитие
- «Бабочки летают», «Цветут сады» — художественно – эстетическое развитие.
Экспериментально – исследовательская деятельность: наблюдения в природе:
- «Встреча с пчелой Майей»
- «Встреча с бабочкой Лили»
- «Встреча с муравьем Кузей»
- «Встреча с комаром Пискуном».
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара», "Найди свой домик" и др.
Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Что сначала, что потом», «Что изменилось", «Насекомые», «Собери цветок», «Где ты живешь?».
Игры – драматизации:
- «Муха – цокотуха» К. Чуковский
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
- «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин.
Художественное творчество:
- рисование сотовых ячеек по шаблону
- «Бабочки на лугу» — рисование
- рисование по точкам «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница»
- «Комар Пискун» — ручной труд из природного материала.
Работа с родителями:
- домашний кинозал: просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» и др.
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц о насекомых
- помощь в оформлении стенгазеты «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир».
Ход:
Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.
Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?
Ритуал «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, сочная трава! Здравствуй, матушка – земля!
Ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?
Я летать умею ловко, Крылья красненькие в точках, Словно в черненьких кружочках. В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай. Ты меня не обижай! Дети: — Божья коровка!
Воспитатель: — Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.
А давайте прямо сейчас отправимся в путь!
Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.
«Упражнения в ходьбе и беге»
- «по тропинке» — ходьба гимнастическим шагом
- «по болоту» — ходьба на носках, руки на поясе
- «по кочкам» — ходьба на пятках
- «легкий бег»
- «дышим лесным воздухом» — дыхательная гимнастика.
Дети становятся в круг около лесной полянки.
Воспитатель: — А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает?
Воспитатель загадывает загадки, отгаданные насекомые появляются на экране.
Загадки
1. Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
2. Имя взял у кузнеца, Цвет — у огурца, Крылья — у морошки, Ножки — у блошки
(Кузнечик.)
3. Что за девчонка: В поясе тонка, Огромные очи, Летит — стрекочет.
(Стрекоза.)
4. Чернокожий карапуз Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
5. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
6. Кто в каждый встречный цветок Свой опускает хоботок? А после, в улей мчится пулей, И что-то прячет в уголок.
(Пчела)
7. Хоть имеет много ножек, Все равно бежать не может. Вдоль по листику ползет, Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
Воспитатель: —. Как можно назвать одним словом тех, кого мы сейчас видели на экране?
Дети: — Насекомые!
Воспитатель: — Что есть у насекомых? Что они умеют делать?
Давайте представим себя насекомыми, это будет очень весело!
Игра — импровизация «Насекомые».
Воспитатель просит ребёнка изобразить жестами, мимикой, движениями
какое – либо насекомое, дети должны отгадать, кто это? Отгадавший продолжает игру. По окончании игры дети возвращаются на лесную полянку.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что изменилось на лесной полянке? Воспитатель просит ребенка изобразить жестами, мимикой, движениями (вместо цветных картинок появились контуры насекомых). Наверное, пока мы играли, кто-то заколдовал их – забрал их нарядную одежду. Может, мы сможем им как – то помочь, ведь без своей окраски они совсем беззащитны?
Дети: — Можем их раскрасить!
Воспитатель: — Для этого нужно выбрать насекомое и объяснить, почему вы выбрали именно его или рассказать о нем.
Словесная игра «Я выбрал, потому что…»
Справочные материалы:
Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.
Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.
Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.
Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.
Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.
Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.
Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.
Это – сверчок. Он очень любит тепло, поэтому холодными ночами пробирается в дома людей, поближе к теплу. Днем сверчок спит, а ночью стрекочет.
Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.
Художественное творчество.
Дети раскрашивают насекомых и совместно с воспитателем делают маски.
Воспитатель: — Посмотрите, какие красивые маски у нас получились, теперь нашей божьей коровке будет нескучно, ведь у нее появилось еще больше друзей. Давайте встанем в круг и посмотрим друг на друга.
Дети становятся в круг.
Воспитатель: — О каких маленьких существах мы сегодня говорили? Как вы думаете, есть ли у насекомых враги? Кто это может быть?
Давайте научим насекомых прятаться, тогда враги их не найдут.
Подвижная игра «Найди свой домик».
Правила: дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике» соответствующего цвета. Например: божья коровка – красный, кузнечик – зеленый, бабочка — разноцветный и т.д.
Воспитатель: — Теперь нашим маленьким друзьям ничего не страшно, ведь и мы будем их беречь, охранять и помнить:
- Все, все, все на свете, свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепых. И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд, Кто делает мед и кто делает яд, Да, если мы с кем-то не очень дружны – Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется.
|