Группа: подготовительная к школе группа (24 ребенка, из них 2 ребенка с лёгкой степенью близорукости (миопия)).
Цель: обобщать знания детей о живой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и углублять знания детей о диких животных (медведь, заяц, еж).
- Уточнять и закреплять знания о внешнем виде диких животных, их повадках, питание, жилищах.
- Дать детям представления о том, как готовятся животные в лесу к зиме.
Развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, отгадывать загадки.
- Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к жизни диких животных, понимать значимость бережного отношения к природе каждого человека.
Методы:
Приёмы:
- игровая ситуация,
- загадка,
- рассматривание картин
Оборудование: картинки с изображением животных, осенних пейзажей; звукозапись
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: — Ребята, давайте возьмём, друг друга за руки и встанем в круг. Улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение.
Давайте сделаем для наших глазок гимнастику, чтобы они внимательно все рассматривали и не устали на нашем занятии.
Гимнастика для глаз
Совушка-сова, большая голова, На суку сидит, во все стороны глядит. Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись! (выполнение движений глазами)
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы с вами будем зоркими как сова.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», воспитатель читает стихотворение А.Плещеева)
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца…
- Какое настроение вам навеяла эта музыка и стихотворение?
- Ребята, какое время года у нас сейчас?
Предлагает рассмотреть сюжетные картинки. (Дети встают нешироким полукругом. На доске темно-зеленого цвета без блика, размещены сюжетные картинки крупных размеров (для детей с нарушением зрения), хорошо видимых по цвету, на расстоянии друг от друга, чтобы картинки отличались друг от друга. Для показа обязательно используется указка, причем кончик указки красного цвета)
Воспитатель: Осень какая? (Золотая, тёплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая)
- Небо какое? (Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т. д.).
-Что происходит с природой осенью?
- Но в лесу и животные тоже готовятся к зиме.
Воспитатель: Давайте, мы с вами отправимся в лес на прогулку.
Физминутка «В лес отправимся гулять».
Становитесь друг за другом. В лес отправимся гулять, Будем весело шагать. (Шагают) На прогулку собираемся
Очень быстро одеваемся. (Одеваются) Ботиночки мы обуваем Как обулись – проверяем. (Обуваются) По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом. (Идут змейкой между воображаемыми кочками) На носочки встали И к лесу побежали (Бегут на носочках) Ноги выше поднимаем,
На кочки мы не наступаем. (Идут, высоко поднимая колени) Очень дружно все мы шли, И в лесочек наш пришли.
Воспитатель: Ребята, а вы слышали, как осенние листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю?
Сядьте так же тихо на свои стульчики, как листочки. (Дети рассаживаются параллельно справа и слева от воспитателя по одному ряду детей. Дети с нарушением зрения садятся за первый стол так, чтобы освещение падало сверху и слева.)
Воспитатель: Вот мы и попали в лес. (Появляется сказочный персонаж – Лесовичок – Боровичек — кашляет)
Воспитатель: Ой, ребята, кто — то нас в лесу встречает!
Лесовичок — Боровичек:
- Сколько ребяток в моем лесу! Здравствуйте, ребятушки!
А зачем вы пришли сюда? Что вас привело, сейчас ко мне в лес?
- Мы хотим узнать, как звери готовятся к зиме.
Лесовичек — Боровичек:
- Что же походите по лесу, понаблюдайте, как звери к зиме готовятся. Только помните, что звери пугливые, вести себя в лесу надо тихо.
Чтение стихотворения «Лесные правила» (Н. Рыжова)
Если в лес пришли гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять; Ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу — всего лишь гость. Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги, Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Спасибо, Лесовичек – Боровичек, что напомнил нам правила поведения в лесу. Мы будем соблюдать эти правила всегда.
А теперь, мы немного погуляем в лесу, и понаблюдаем за дикими животными.
А для того, что бы встретить нам животного, нам надо отгадать загадку про этого животного.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
По тропинке в лесу, Я большое яблоко несу, На иголки я похож, Звать меня конечно — (ёж).
Воспитатель: Правильно отгадали загадку. Это Ёж. Давайте рассмотрим его на картинке.
(Материал для демонстрации предъявляется не далее одного метра от глаз детей с нарушением зрения. Рассматривают крупную картинку, хорошо видимую по цвету, с четкими контурами. Для детей с нарушением зрения раздаточный материал в виде животных еж, заяц, медведь.)
Воспитатель: Послушайте рассказ про ежа.
Встретить ежа можно на небольших полянках, на опушках, даже на дачах. Живет еж в гнезде, а делает он свое гнездо из сухих трав, листьев, мха. А домик – гнездо, или еще домик ежа называют – нора, спрятан в колючих кустарниках, под бревнами.
С весны до осени еж ведет активный образ жизни, днем чаще спит, а вечером и ночью отправляется на охоту.
Питается еж в основном насекомыми, иногда лягушками, растениями.
Накопив жировые запасы, еж закупоривает вход в свой домик и впадает в спячку до весны.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть.
Игра: «Чей детеныш?».
Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке и потерялись, помогите детёнышам найти своих мам, и назовите их.
А также изобразите мне этих животных.
Лисёнок, лисята у кого? (у лисицы). Зайчонок, зайчата у кого? (у зайчихи). Бельчонок, бельчата у кого? (у бельчихи). Ежонок ежата у кого? (ежихи).
Волчонок, волчата у кого? (волчицы). Медвежонок, медвежата у кого? (медведицы).
Воспитатель: Молодцы, помогли детенышам найти своих мам!
Ребята, у меня еще есть загадки о животных. Послушайте и отгадайте, пожалуйста.
Любит красную морковку, Грызёт капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям,
Серый, белый и косой, Кто скажите он такой — (заяц).
Ребята, мы с вами знаем, есть заяц беляк, а есть заяц -? … русак.
А почему одного называют русак, а другого беляк?
Живет заяц главным образом на полях и в рощах около полей, ведет ночной образ жизни, хотя его можно встретить и днем. Дом зайца называется – логово. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую — беляк. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.
Физкультминутка:
Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, И мы головки повернем. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель: А теперь послушайте последнюю загадку.
Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его — (медведь).
Медведь – хищник, ловкий, хитрый и осторожный зверь. Все лето медведи добывают пищу, нагуливают жир, а на зиму залегают в берлогу на сон. Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую.
Воспитатель: Я предлагаю, вам поиграть еще в одну игру.
Дидактическая игра: «Назови домик»
Как называется дом у волка? (Логово). Как называется дом у медведя? (Берлога). Как называется дом у белки? (Дупло). Как называется дом у лисы? (Нора).
Как называется дом у зайца? (Логово, Куст). Как называется дом ежа? (Нора).
Воспитатель: Нам с вами пора возвращаться домой в наш детский сад.
Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады. Добрый лес. Могучий лес. Полный сказок и чудес!
Вы ребята, повернитесь, В детский сад все возвратитесь!
Ребята, а где мы с вами сегодня были? (В лесу).
-О каких животных мы сегодня с вами говорили? (О зайце, медведе, еже, лисах и волках)
Что Вам сегодня понравилось? (ответы детей)
А давайте вы сегодня дома нарисуете животного, которое вам понравилось, а завтра мы с Вами организуем выставку Ваших рисунков.
|