Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие"
Задачи:
- воспитывать любовь к поэзии и к родной природе;
- учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический вкус;
Предварительная работа:
- Беседы о приметах осени;
- Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», В. Серова «Октябрь».
- Чтение и заучивание стихотворений об осени: А.Пушкина «Уж небо осенью дышало..», А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы», С Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», Н. Колычева «Грустинка»
Словарь: заморозки, золотая осень, листопад, поздняя осень, багряные листья.
Ход занятия: Загадка. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года.. (осенью зовётся)
Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать о наблюдениях во время прогулки в д/саду и с родителями в выходные. Расспрашивает о состоянии погоды (на небе солнце, тучи, цвет неба, ветер или тихо), тепло или прохладно было в парке, шел ли дождь. Выслушивает ответы детей..
В.: Давайте полюбуемся полотном И.Левитана «Золотая осень». Осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. У А.С. Пушкина есть много стихотворений об этом времени года. Вот послушайте одно из них.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
В.: Вам понравилось стихотворение? Какими словами поэт говорит об осени? Что означает увяданье? Как можно сказать иначе?
-В солнечные, теплые дни после первых заморозков, листья деревьев окрашиваются в в багряные, желтые, оранжевые цвета и приобретают очень красивый вид. Это время и называют «золотой осенью».
- А в нашем городе какое дерево встречается чаще всего? /рябина/. Какими становятся листья рябины осенью? /красновато-бурые/. А на берёзе? /золотисто-желтыми/, осине? /ярко красными/. Вот что означают слова «в багрец и золото одетые леса».
В.: -Ребята, а как сам поэт А.С. Пушкин относится к осени? /ответы детей/. Как он говорит о ней?: «приятна мне твоя прощальная краса», «Люблю я пышное природы увяданье», ему нравится осень.
В.: -А есть ещё одно замечательное стихотворение у поэта И. Цекович «Когда ветки плачут». Вот послушайте:
Облака кружатся, Собираясь в стаи, Вдаль бежит дорога, Мокрая, пустая,
И желтеют листья В сумрачной аллее. Небо все темнее, А она — светлее.
Что там шепчут листья? Подойдем и спросим. Листья отвечают: "Осень!
Осень! Осень!" Но приходит время Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки Драгоценным шелком, С гор сползают тучи, Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки Плачут, Плачут, Плачут...
В.: Как вы понимаете последние строки этого стихотворения? /повторяет их/. От порыва ветра листья легко отделяются от веток, они качаются и кружатсяв воздухе, а затем опускаются на землю.. Эта пора называется осенний листопад. И тогда вся земля покрывается слоем сухих листьев. А сейчас мы с вами представим, что мы листочки и немного поиграем.
Физминутка.
Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова:
Мы –листики осенние На веточке весели.
Дунул ветер-полетели…/разбегаются по группе/ И на землю тихо сели. /сели на корточки/
Ветер снова набежал И листочки все поднял. /встали. Руки вверх/.
Закружились, полетели/по всей группе/ И на землю тихо сели/присели/. /Повторяем два раза/.
В.: — В средней полосе России листопад заканчивается в конце октября, а у нас на Севере когда деревья теряют свой наряд? /ответы детей/. Да, в конце сентября у нас заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только кое- где ещё треплет ветер засохшие листья. Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени? /С. Есенин, А.Плещеев,, А. Майков/.
Давайте вспомним эти стихи. Дети читают стихи наизусть. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! /А. Майков/
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..
Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. /А. Плещеев/.
В.: -Ребята, Саша приготовила вам сюрприз. Сейчас вы услышите стихотворение об осени, нашего земляка-поэта Николая Колычева. Свои стихи он посвящает нашей родной Кольской земле. Сейчас вы услышите одно из них. Грустника
Густо рассыпаны алые бусины. Вот и созрела ты, ягода поздняя, Самая вкусная, самая грустная, Самая-самая — родом из осени.
Лето, прощай! А казалось — не кончится: Горстками черпаю ягоды эти. Сладко! И все же нельзя не поморщиться, Не пожалеть о промчавшемся лете.
Полнится небо печальными криками, Жалость глаза мои переполняет. Я называю бруснику — «грустникою», Пусть меня все без конца поправляют.
Выйду из леса я с полной корзинкою И повезу в своё многоэтажие Сладость с кислинкою, радость с грустинкою:
И — что-то большее. Нужное. Важное.
В.: -Какие чувства вызвало это стихотворение? Какая северная ягода упоминается в стихотворении? /брусника/. Как её назвал Николай Коллычев? /грустинка/.
В.: -Верно, стихи об осени чаще всего грустные, печальные, но эта грусть светлая и прекрасная. А вы заметили, что в нашем «парке» вся земля усыпана разноцветными листочками,? /на полу разбросаны бумажные осенние листья рябины, осины и берёзы. В разных местах группы прикреплены изображения берёзы, рябины, осины/.
Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберётся?».
Ход игры:
Дети делятся на 3 команды. Играет музыка, дети разбегаются по группе и собирают листья своего дерева. Музыка замолкает и дети разбегаются к «своим» деревьям. Выигрывает команда, которая быстро и без ошибок собралась под деревом.
В.: Вам понравилась наша осенняя экскурсия? /ответы детей/. Давайте мы условимся вернуться сюда зимой и послушать стихи этих же поэтов о зиме и посмотреть как же изменится природа зимой.
|