Подготовила: воспитатель 1 категории- Ким Е.А. г.Сургут, 2017г.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
Развивающие:
- развивать внимание, память
- улучшать общую моторику и координацию движений
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
- воспитывать чувство любви к родной природе
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Эвелину, Вику; привлекать Руслана, Рафаэля. к комментированию ответов других детей
Дидактический материал: иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки для рисования журавлей на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Грибы», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
- информационно – рецептивный метод,
- словесный метод,
- наглядный метод,
- практический метод,
- игровой метод.
1. Организационный момент
Воспитатель – Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?
Сегодня у нас гости. очень милые и симпатичные.
Давайте скажем им “доброе утро”.
- У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!
Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.
Выполним такое задание: надо разложить декоративные игрушки по росту...
На грушах буквы, надо прочитать слово, которое получилось. Готовы?!
(Ребята раскладывают груши по росту, читают хором: «Осень»)
Правильно, а вы мне поможете превратиться в Осень? (показывает осенний пакет, в котором одежда, дети надевают: шляпа из осенних листьев, накидку — шаль, Осень благодарит, делает загадочное движение....)
Осень — А вот и я! Золотая Осень в гости к вам пришла!
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», на экране слайды осени)
Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
(на экране картинки ранней осени)
Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин
Ребята, назовите, признаки ранней осени? (Осенью листья желтеют, птицы улетают в теплые края. Солнце светит, но не греет. В лесу появились грибы и ягоды)
(на экране картинки середины осени)
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени? (Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь
(на экране картинки поздней осени)
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья
Какие признаки поздней осени вы знаете? (На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай)
(В конце Осень бежит за детьми с дождиком, дети убегают за столы, садятся на стулья)
(Осень обращает внимание на экран, где на дереве много (шесть) разноцветных листьев)
Осень — Листочки осенние на веточках висели, ветерок зашалил...
Закружил осенний лист и упал под ноги, даётся вам задание,
пройдите испытания!
1 задание:
Загадывание загадки:
Вы встретите меня везде, в салате, соусе, борще
Я блюду каждому дружок, простой зелененький..... (лучок)
Звуковой анализ слова (фишками выложить слово «лук»)
Обучение грамоте, развитие мелкой моторики (счётными палочками
выложим слово «лук», прочитаем его)
- Посмотрим на доску, проверим правильность выполнения задания
(на экране написано слово «Лук»)
- Знакомство со словами — омонимами
(на экране две картинки: лук — овощ, лук — оружие)
- Развитие связной речи (составить предложение с этими словами)
2 задание:
-- Хоть Осень и не такое веселое время года как лето, но грустить — то
особенно некогда. Столько вкусных овощей и фруктов созрело на соленья
и компоты. У меня их вон целый поднос (показывает). Ой, что же это я
наделала?! Все перепутала! Вы помогите мне, ребята, разложите мой
урожай. Овощи в одну сторону, фрукты — в другую
Игра “Разложи фрукты и овощи” — дифференциация «фрукты — овощи»
(5 девочек и 5 мальчиков из подноса с овощами — фруктами выбирают:
дев — овощи, мальчики — фрукты, передают другим пяти (девочкам — мальчикам);
-- Образование относительных прилагательных
(следующие 5 дев и 5 мальчиков, говорят про свой овощ — фрукт:)
Осень — Какой бывает сок, подумай, не зевай!
Своё словечко быстро, точно называй!
Сок из фруктов — (какой?)...
Осень — Много блюд из овощей, салатик назови скорей!
Салат из овощей — (какой?)...
3 задание:
(на доске осенний лес, берёзки, под ними грибы растут)
-- Физкультминутка
Заходи в осенний лес! (дети выполняют ходьбу на месте)
Много здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны и
оглядываются вокруг)
Вот березки золотые стоят, (поднимают руки вверх)
Под березками грибочки на нас глядят... (приседают и выполняют
упражнение "Грибок")
В корзинку прыгнуть хотят... (встают и выполняют упражнение
"Корзинка")
-- Игра «Четвёртый лишний» (обобщение — исключение)
(на доске три любых съедобных гриба и мухомор)
Осень — Вышли на полянку, сели все в кружок,
угадай, кто лишний, милый мой дружок!
Осень -Как назовём одним словом? (грибы)
Что лишнее, почему? (ответы детей)
4 задание:
-- Игра «Назови ласково» — работа над грамматическим строем речи (с
мячом)
Осень — Вот мы в лесу... А что ещё растёт в лесу? (Ответы детей -
ягоды)
Осень — Мяч осенний и волшебный, будет в руки к вам скакать, вам
нужно обычные словапревратить в ласковые: земляника — черника —
голубика — костяника — клюква — брусника — ежевика — малина —
морошка — клубника
5 задание:
(на доске появляются листья берёзы, рябины, тополя, осины, дуба)
-- Пальчиковая игра «Осенний букет»
Осень — Ребята, давайте соберём осенний букет...
- Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья? Назовите это
явление природы, одним словом... (листопад)
- Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад
6 задание:
-- Коллективная работа детей и родителей «Журавлики»
Осень — Ребята, как вы думаете, почему осень грустит и все время плачет?
Наверное, дело в том, что скоро зима, ей пора уходить....
Может быть, она не хочет расставаться с нами?
Давайте постараемся ее ободрить, что мы скажем ей?
(Ответы детей: «Не грусти, осень. Мы вновь увидимся через год! Мы
будем ждать тебя!»)
Осень — Спасибо вам, ребята. Давайте сделайте осени подарки.
Вырежьте журавлей по контуру и отправьте в тёплые края.
(на экране появляется клин журавлей, звучит курлыканье — музыка
журавлей)
(Дети вырезают журавликов, приклеивают их на лист бумаги...
-- Итог. Оценка деятельности детей:
Осень — Посмотрите — ка, ребятки, деревце стоит голо,
выполнили все заданья, время отдыхать пришло.
(Осень обращает внимание на корзинку, полную фруктов)
- Вижу, вижу, любит осень, детвора!
И за это вам подарки осень в группу принесла.
Ешьте их и поправляйтесь, витаминов набирайтесь.
Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь,
Говорю вам: «До свидания, до счастливых новых встреч!»
|