Чибисова Е.В., учитель-логопед МБДОУ № 48 г. Амурска
Успешность обучения ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития его связной речи. Многие специалисты по исследованию связной речи подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи без специального коррекционного обучения связная речь самостоятельно не формируется.
Поэтому целью данного пособия является обучение дошкольников с общим недоразвитием речи логичной, лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет. В комплект пособия входят опорные схемы-символы, изготовленные из мягкой цветной резины или ковролина. Схемы-символы представлены отдельными модулями. Овладение детьми внешними формами замещения и моделирования ведет к способности употреблять модели в уме, во внутреннем плане, представлять с их помощью явления окружающего мира.
Пособие «Осень» помогает решать следующие задачи:
- определять и называть предметы или явления природы и их характерные признаки с опорой на схемы-символы
- сравнивать предметы или явления между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным схемам-символам
- составлять рассказы-описания по последовательному или самостоятельному картинному плану.
Данное пособие предполагает следующие виды работы: рассматривание схем-символов (узнавание, называние), описание и рассказывание. Последний вид является наиболее сложным. Составляя описательный рассказ, ребенок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию и воображение. Очень важно, чтобы в описательном рассказе ребенок не просто перечислял наблюдаемые схемы-символы, а широко использовал слова-признаки и слова-действия.
Пособие «Осень» позволяет ребенку создать образ предмета, отражающий его самые существенные признаки. Это способствует развитию воображения и мышления детей. Мыслительные операции, основанные на таких образах, побуждают детей анализировать, рассуждать и искать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предлагаемое практическое пособие предназначается педагогам дошкольных учреждений, воспитателям, учителям-логопедам, работающим с детьми с речевым недоразвитием.
Примерный рассказ
Осень
«Наступила осень. Солнце светит редко. На небе появились серые тучи. Часто идет дождь. С деревьев опадают листья. Деревья стоят голые. Трава пожелтела и завяла. Птицы улетают в теплые края. Скоро будет зима».
|