Моторина Наталья Прокопьевна, воспитатель БДОУ города Омска «Детский сад компенсирующего вида № 245»
Актуальность опыта
У детей с отклонениями в физическом и психическом развитии часто недостаточно развиты речь, произвольность поведения, память, внимание, отсутствует познавательный интерес. Эффективность развития речи в детском саду компенсирующего вида находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные на занятиях знания и умения. Театрализованная деятельность способствует развитию речевой активности ребенка.
Практическая значимость опыта
состоит в создании системы работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ через театрализованную деятельность и возможности её использования педагогами не только в ДОУ компенсирующего вида, но в обычных детских садах, учреждениях дополнительного образования, детских домах, оздоровительных лагерях.
Скачать презентацию
Педагогическая идея
Театрализованная деятельность способствует речевой активности ребенка. Если при организации театрализованной деятельности будет в полном объеме создан комплекс определенных условий, то у детей с ОВЗ активно формируется связная речь, они овладевают средствами выразительности, формируется представление о нравственных качествах человека. У детей развиваются память, воображение, наблюдательность, интерес к театру, любовь к родному языку, коммуникативные и социальные навыки, формируется адекватная самооценка и уверенность в себе.
Теоретической базой опыта
стали труды ученых Л.С. Выготского, раскрывшего роль драматизации, как вида художественного творчества, в развитии ребенка, М.И. Лисиной, исследовавшей особенности разных сторон общения дошкольников, М.Р. Львова, занимавшегося теорией речи, Е.О. Смирновой, выявившей особенности общения разных групп дошкольников, Э.Г. Чуриловой, представившей методические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Н.Л. Кряжевой, исследовавшей особенности развития эмоциональной сферы детей.
Реализация ведущей педагогической идеи
В основе работы — комплекс условий,
обеспечивающих успешность формирования
речевых компетенций дошкольников:
создана материальная база для использования разных видов театра: фланелеграф, настольный, теневой, пальчиковый театры, театр мягкой игрушки, варежки, кукол бибабо, плоскостных фигур, шапочки-маски, костюмы зверей-персонажей, сказочных героев, аудиозаписи, видеофильмы и т.д.
Реализация ведущей педагогической идеи
Все дети вовлечены в театрализованную деятельность.
В общей игре хотят участвовать все дети, но в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. Важно постепенно привлекать детей, помогая преодолевать им неуверенность в себе. Главное – создать между воспитателем и детьми отношения доброты и сердечности.
Работа по развитию речи через театрализованную деятельность ведется комплексно, систематически и целенаправленно. Театрализованная деятельность осуществляется во время прогулок, утренней зарядки, подготовки ко сну, на занятиях, в том числе кружка «Веселые человечки».
Реализация ведущей педагогической идеи
Содержание программы «Развитие речи дошкольников с
ОВЗ через театрализованную деятельность» выстроено с
учетом принципов преемственности, учета возрастных
особенностей дошкольников разного возраста, а также
с учетом индивидуального уровня развития речи.
К участию в театрализованной деятельности привлечены
все родители, что способствует оптимизации детско-
родительских отношений. Они не только зрители, но и
участники спектаклей, игр, забав.
1 этап
Первоначально на занятиях и вне занятий используются игровые персонажи, которые могут «говорить» с детьми, задавать им вопросы, побуждать к ответам, повторению слов, звуков.
2 этап
Важный шаг — обогащение словарного запаса детей: большую роль здесь играют занятия с книжками-картинками.
При рассматривании иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках: «Что с ним? Почему он плачет?»
2 этап
Рассматривая картинки, ребенок узнаёт много нового об окружающей его действительности, овладевает новыми словами, характеризующими изображенное на картинке
3 этап
Учимся отражать основные эмоциональные состояния: внимание, интерес, удовольствие, радость, гнев.
С этой целью разыгрываем с детьми разные этюды с комментированием
4этап
При знакомстве с видами театра у детей возникают сложности с правильным передвижением фигурок на фланелеграфе, вызывала затруднение необходимость держать определенное количество времени куклу на пальчике, поднятом вертикально вверх, водить ее по ширме, у детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук.
5 этап
Детям очень понравились игры-драматизации
5 этап
Театр шапочки-маски
Театр шапочки-маски
За этими аплодисментами стоит многодневная кропотливая работа…
Постановка по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»
Юные артисты разных лет…
Юные артисты
Сказка «Мешок яблок»
Подготовка к спектаклю
Сказка «Почему помидор стал красным»
Осень в гости к нам пришла
Результаты работы:
Созданная система работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ через театрализованную деятельность позволяет получать стабильные высокие результаты сформированности коммуникативных и социальных навыков воспитанников, уровня развития связной речи, эмоционального интеллекта, культуры поведения и общения.
У детей развиваются память, воображение, наблюдательность, интерес к театру, любовь к родному языку, формируется адекватная самооценка и уверенность в себе.
Результаты работы:
Растет и крепнет сотрудничество и взаимопонимание родителей и педагогов детского сада в деле воспитания детей.
Воспитанники кружка с удовольствием участвуют в организации всех праздников, без них не обходится ни одно мероприятие детского сада.
Опыт работы был представлен:
на мероприятиях городского и регионального уровня:
научно-практической конференции в рамках Дня науки «Молодежь. Наука. Творчество»,
областной научно-практической конференции «Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, перспективы»,
на городском конкурсе профессионального мастерства «Призвание»,
Опыт работы был представлен:
VIII международном конкурсе «Гордость России» (диплом 1 степени),
Всероссийском конкурсе «Педагогика XXI век» (1 место),
Международном конкурсе «Моя лучшая презентация (диплом 1 степени),
а также ежегодно демонстрируется студентам педагогического колледжа.
|