Моторина Наталья Прокопьевна. Опыт работы по развитию связной речи дошкольников с ОВЗ

Опыт работы по развитию связной речи дошкольников с ОВЗ

Моторина Наталья Прокопьевна, воспитатель БДОУ города Омска «Детский сад компенсирующего вида № 245»

Актуальность опыта

У детей с отклонениями в физическом и психическом развитии часто недостаточно развиты речь, произвольность поведения, память, внимание, отсутствует познавательный интерес. Эффективность развития речи в детском саду компенсирующего вида находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные на занятиях знания и умения. Театрализованная деятельность способствует развитию речевой активности ребенка.

Практическая значимость опыта

состоит в создании системы работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ через театрализованную деятельность и возможности её использования педагогами не только в ДОУ компенсирующего вида, но в обычных детских садах, учреждениях дополнительного образования, детских домах, оздоровительных лагерях.

 

Скачать презентацию

Педагогическая идея

Театрализованная деятельность способствует речевой активности ребенка. Если при организации театрализованной деятельности будет в полном объеме создан комплекс определенных условий, то у детей с ОВЗ активно формируется связная речь, они овладевают средствами выразительности, формируется представление о нравственных качествах человека. У детей развиваются память, воображение, наблюдательность, интерес к театру, любовь к родному языку, коммуникативные и социальные навыки, формируется адекватная самооценка и уверенность в себе.

Теоретической базой опыта

стали труды ученых Л.С. Выготского, раскрывшего роль драматизации, как вида художественного творчества, в развитии ребенка, М.И. Лисиной, исследовавшей особенности разных сторон общения дошкольников, М.Р. Львова, занимавшегося теорией речи, Е.О. Смирновой, выявившей особенности общения разных групп дошкольников, Э.Г. Чуриловой, представившей методические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, Н.Л. Кряжевой, исследовавшей особенности развития эмоциональной сферы детей.

Реализация ведущей педагогической идеи

В основе работы — комплекс условий,

обеспечивающих успешность формирования

речевых компетенций дошкольников:

создана материальная база для использования разных видов театра: фланелеграф, настольный, теневой, пальчиковый театры, театр мягкой игрушки, варежки, кукол бибабо, плоскостных фигур, шапочки-маски, костюмы зверей-персонажей, сказочных героев, аудиозаписи, видеофильмы и т.д.

Реализация ведущей педагогической идеи

Все дети вовлечены в театрализованную деятельность.

В общей игре хотят участвовать все дети, но в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в групповой деятельности. Важно постепенно привлекать детей, помогая преодолевать им неуверенность в себе. Главное – создать между воспитателем и детьми отношения доброты и сердечности.

Работа по развитию речи через театрализованную деятельность ведется комплексно, систематически и целенаправленно. Театрализованная деятельность осуществляется во время прогулок, утренней зарядки, подготовки ко сну, на занятиях, в том числе кружка «Веселые человечки».

Реализация ведущей педагогической идеи

Содержание программы «Развитие речи дошкольников с

ОВЗ через театрализованную деятельность» выстроено с

учетом принципов преемственности, учета возрастных

особенностей дошкольников разного возраста, а также

с учетом индивидуального уровня развития речи.

К участию в театрализованной деятельности привлечены

все родители, что способствует оптимизации детско-

родительских отношений. Они не только зрители, но и

участники спектаклей, игр, забав.

1 этап

Первоначально на занятиях и вне занятий используются игровые персонажи, которые могут «говорить» с детьми, задавать им вопросы, побуждать к ответам, повторению слов, звуков.

2 этап

Важный шаг — обогащение словарного запаса детей: большую роль здесь играют занятия с книжками-картинками.

При рассматривании иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках: «Что с ним? Почему он плачет?»

2 этап

Рассматривая картинки, ребенок узнаёт много нового об окружающей его действительности, овладевает новыми словами, характеризующими изображенное на картинке

3 этап

Учимся отражать основные эмоциональные состояния: внимание, интерес, удовольствие, радость, гнев.

С этой целью разыгрываем с детьми разные этюды с комментированием

4этап

При знакомстве с видами театра у детей возникают сложности с правильным передвижением фигурок на фланелеграфе, вызывала затруднение необходимость держать определенное количество времени куклу на пальчике, поднятом вертикально вверх, водить ее по ширме, у детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук.

5 этап

Детям очень понравились игры-драматизации

5 этап

Театр шапочки-маски

Театр шапочки-маски

За этими аплодисментами стоит многодневная кропотливая работа…

Постановка по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»

Юные артисты разных лет…

Юные артисты

Сказка «Мешок яблок»

Подготовка к спектаклю

Сказка «Почему помидор стал красным»

Осень в гости к нам пришла

Результаты работы:

Созданная система работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ через театрализованную деятельность позволяет получать стабильные высокие результаты сформированности коммуникативных и социальных навыков воспитанников, уровня развития связной речи, эмоционального интеллекта, культуры поведения и общения.

У детей развиваются память, воображение, наблюдательность, интерес к театру, любовь к родному языку, формируется адекватная самооценка и уверенность в себе.

Результаты работы:

Растет и крепнет сотрудничество и взаимопонимание родителей и педагогов детского сада в деле воспитания детей.

Воспитанники кружка с удовольствием участвуют в организации всех праздников, без них не обходится ни одно мероприятие детского сада.

Опыт работы был представлен:

на мероприятиях городского и регионального уровня:

научно-практической конференции в рамках Дня науки «Молодежь. Наука. Творчество»,

областной научно-практической конференции «Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, перспективы»,

на городском конкурсе профессионального мастерства «Призвание»,

Опыт работы был представлен:

VIII международном конкурсе «Гордость России» (диплом 1 степени),

Всероссийском конкурсе «Педагогика XXI век» (1 место),

Международном конкурсе «Моя лучшая презентация (диплом 1 степени),

а также ежегодно демонстрируется студентам педагогического колледжа.

Просмотров: 473
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Пестова Галина Федоровна. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Касимова Ризидя Гумеровна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Богачёва Елена Николаевна. «Совершенствование просодических компонентов речи дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Мария Викторовна Замятина. Развитие речи детей, через театрализованную деятельность.
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Сабурова Ольга Александровна. Конспект открытого занятия по связной речи через театрализованную деятельность- сказка-драматизация «ТЕРЕМОК»
  • Яковлева Светлана Александровна. Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Аджиева Арина Матвеевна. Проект по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе
  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Залялиева Миляуша Фагимовна. Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие в сказку»
  • Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
  • Будруева Елена Александровна. «Театрализованная деятельность в ДОУ – путь к развитию речи дошкольников».
  • Мерц Ирина Анатольевна. Реализация познавательного развития дошкольников через использование конструктора «ЛЕГО». Из опыта работы.
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Гетьман Татьяна Ивановна. ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Наливайко Татьяна Григорьевна. Педагогический опыт работы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Суржок Марина Эдуардовна. «Реализация принципов дошкольного образования через театрализованную деятельность в работе музыкального руководителя»
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Светлана Замятина. Методика развития понимания речи у неговорящих детей (I этап)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь