«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
Спиридонова Гульфия Назиповна Воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №8» Нижнекамского муниципального района РТ г. Нижнекамск
Коммуникация – способность общения со сверстниками, взрослыми, целью которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл. Общение является одним из важных показателей психического развития ребёнка. Ведь среди людей без общения невозможно жить.
В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять не только детям, но и взрослым общение, а также игровую деятельность. Дети перестают общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Только живое общение обогащает жизнь детей, — нельзя об этом забывать!
У многих детей коммуникативная функция речи нарушена. У таких детей наблюдается плохая память, неустойчивое внимание, ребёнок быстро утомляется, у него недостаточно развивается познавательная деятельность, нарушается грамматический строй речи. У дошкольников это проявляется в робости, скованности, они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, у детей затрудняется установление контакта как со взрослыми, так и сверстниками, они начинают вступать в конфликты и не могут их разрешить мирным путём и в вежливой форме.
Важнейшим условием успешного социального, интеллектуального развития ребёнка – умение общаться. Учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра, именно она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольника.
Средством развития общения дошкольников всех возрастных групп – это театрализованная игра, она является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Благодаря театрализованной игре, дети учатся замечать и видеть в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, учатся создавать свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, мышление. Создание атмосферы творчества, уюта и доверия также даёт возможность каждому ребёнку высказаться, формирует умение выстраивать свою линию поведения в роли и свободно чувствовать в ней себя.
Коллективная театрализованная деятельность детей направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, на его раскрепощение через вовлечение в действие, при этом у ребёнка активизируются все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; на развитие всех психических процессов; способствует самопознанию личности, а также создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, своей значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Будучи воспитателем детей первой младшей группы, учитывая все принципы, методы и задачи ФГОС, мною были сделаны различные дидактические игры для детей, такие как «Театр картинок и фланелеграф», «Театр на ложках». Благодаря театрализованной деятельности, дети стали намного общительнее в группе, стали друг другу помогать вживаться в роли – героев сказок. К тому же, детям первой младшей группы очень нравится управлять самими героями сказок – картинками для фланелеграфа и ложками, в театре дети открывают свои скрытые способности, начинают говорить и даже рассказывать сказку своими словами. Таким образом, театрализованная деятельность – одна из важнейших деятельностей дошкольников, которая способствует развитию коммуникативных способностей.
|