Зуева Людмила Анатольевна, Швецова Елена Анатольевна. Статья 'Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность'

Развитие творческих способностей через театрализованную деятельностьРазвитие творческих способностей через театрализованную деятельность

  • Зуева Людмила Анатольевна,
  • Швецова Елена Анатольевна

воспитатели МБДОУ детского сада № 41 комбинированного вида Россия, Нижегородская область, г.о. г Шахунья,

Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Л. С. Выготский

Дошкольный возраст — сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка. Поэтому и развивать их необходимо с самого раннего возраста.

 

Скачать: Статья "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность" (полный конспект)

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» [1].

Театральная деятельность—это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, система-тичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые посто-янно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Хотим поделиться своим опытом работы по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность. Мы работаем в детском саду уже 30 лет и понимаем, что научить чему-то, развить умения и навыки — это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к творчеству детей.

Поэтому мы наметили основные направления работы с детьми:

  1. Обучение детей театрализованным играм с целью развития эстетических чувств, игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, способностей творчески относиться к любому делу. Театрализованные игры включают: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
  2. Обучение детей ритмопластике (включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения).
  3. Развитие речи. Это направление объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, на правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию.
  4. Знакомство детей с основами театральной культуры, овладение профессиональной терминологией театрального искусства
  5. Работа над спектаклем. Включает знакомство с пьесой, сказкой и сам спектакль. Можно выделить пять основных разделов:
  • особенности театрального искусства
  • виды театрального искусства
  • рождение спектакля
  • театр снаружи и изнутри
  • культура поведения в театре.

На первых занятиях мы знакомили детей с театром, с историей его возникновения, устройством театра и театральными профессиями. Большое внимание уделяли культуре и технике речи. Для того, чтобы добиться выразительности речи нужно иметь хорошо развитые губы, поэтому большое внимание уделяли артикуляционной гимнастике. Включали такие упражнения «Жало змеи» (рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперёд, медленно двигается вправо, — влево), «Конфетка» (губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» — вправо — влево, вверх – вниз, по кругу», «Колокольчик» (рот приоткрыт, губа округлены, язык бьётся о края губ, как язычок звонкого колокольчика).

Занятия включали в себя как разыгрывание знакомых русских народных сказок «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал использовался нами при организации театрализованной деятельности.

В работе с детьми использовали диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Из таких стихов мы создавали целый мини — спектакль.

Игры со скороговорками предлагались детям в разных вариантах: «Ручной мяч», «Фраза по кругу», «Испорченный телефон», «Змейка с воротцами». Разученные диалогические скороговорки использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц. Мы стремилась научить детей четкой, звучной, выразительной и неторопливой речи. Всегда говорили детям, что голос это наш инструмент, мы можем им играть: говорить тише, громче, выделять отдельные слова, шептать и т.д. Предлагали произнести с разной интонацией самые обычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «дай», «здравствуй» и т.д. (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Мы не только знакомили детей с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическими принципами являлись: практическое действие каждого ребёнка, возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, поддержка робкого ребёнка. Старались не допустить у детей страха перед ошибками, чтобы они не боялись выйти на «сцену».

Для развития пластической выразительности и мимики мы предлагали детям, например, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору или представить, что они едят лимон, конфету и т.д.

Большое внимание уделяли специальным театральным играм на развитие воображения, фантазии, умение действовать согласованно. Такие как: «Превращение предмета», «Превращение детей», «Превращение комнаты»

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально — чувственного опыта – длительная работа, которая требует участие родителей. В родительском уголке и на сайте детского сада мы предложили рекомендации по организации театральной деятельности дома, например, «Как правильно разучивать стихи?», «Как организовать домашний театр?» и др. Совместно изготавливали атрибуты, различные виды театров. Родители были активными участниками при создании спектаклей, шили костюмы, вместе с нами создавали декорации.

Была организована фото — выставка на тему: «Театр в жизни вашего ребенка».

Итоговым мероприятием являлся спектакль «Сказание о трёх богатырях». А так же дети участвовали в районном конкурсе «Маленькие патриоты России», получив высокую оценку жюри.

Это доказывает, что наш опыт развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность дал положительные результаты. Повысилась социальная активность детей, улучшились память, фантазия, воображение, коммуникабельность и речевые функции. Дети стали более непосредственными, эмоциональными, инициативными в создании оригинальных образов. Все это свидетельствует о проявлении творческих способностей.

Библиографический список.

  1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
  2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
  3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
  4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002.
  5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009.
Просмотров: 663
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Сазыкина Светлана Николаевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Карпенко Елена Евгеньевна. Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.
  • Радина Александрова. Развитие речи и творческих способностей дошкольников через театрально-игровую деятельность
  • Зуева Людмила Анатольевна, Швецова Елена Анатольевна. Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность».
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Макарова Надежда Фёдоровна. Конспект НОД по развитию творческих способностей у детей через партнёрское взаимодействие со взрослыми и сверстниками в продуктивных видах деятельности в подготовительной группе 'Афиша для клоуна'
  • Яковлева Светлана Александровна. Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Мария Викторовна Замятина. Развитие речи детей, через театрализованную деятельность.
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Выставкина Вероника Александровна. Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей у детей, через технику – пластилинографии».
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Прокудина Татьяна Яковлевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Калицкая Елена Николаевна. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Рыбакова Виола Сергеевна. Развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста через технику квиллинг.
  • Мутных Екатерина. Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь