Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность».
- Зуева Людмила Анатольевна,
- Швецова Елена Анатольевна
воспитатели МБДОУ № 41 Нижегородская область, г.о. г. Шахунья.
Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала личности, воспитания творческой направленности, а так же наиболее удачный способ приобщения к национальной праздничной культуре.
Цель нашей работы: этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Скачать: Статья: «Этнокультурное воспитание детей через театрализованную деятельность» (полный конспект)
Почему же именно через театральную деятельность? Для этого необходимо разобраться, в чем заключается этнокультурное воспитание и театральная деятельность.
- Этнокультурное воспитание — это деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентации своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры,
- Театральная деятельность — это внутренняя (чувства, эмоции, переживания) и внешняя (действия, поведение, общение) активность личности, которая реализуется в соответствии с принципами творческой деятельности (заданность ситуации, необходимость принятия самостоятельного решения, вариативность решений и их реализации, гибкость, оригинальность, новизна).
Таким образом, театральная деятельность является важным средством, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания дошкольников, что обусловлено, во-первых, игровой и драматической природой этнокультурного воспитания в целом, а во-вторых, тесной взаимосвязью игровой и театральной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития детей. Содержание этнокультурного воспитания в театральной деятельности представлено как система знаний о национально-культурных традициях, о национально-значимых ценностях, о предпочитаемых формах поведения, сведений из истории развития театра как частной формы культурного наследия народа, коммуникативных знаний и умений и навыков, использования сценической деятельности (речь, движение, действие в публичной ситуации), драматизации (воплощение, проживание),
Работа опытно – экспериментальной группы по этнокультурному воспитанию была запланирована на 3 года. В работе с детьми использовали современные педагогические технологии, которые опираются на принцип активизации ребёнка в обучении и определяются ведущей ролью педагога.
В качестве основной педагогической технологии мы использовали программу «Театр – творчество — дети», разработанную Н.Ф. Сорокиной. (Москва 2002г.) Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, на развитие индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрально — игровой деятельности, соответствующие психолого – педагогическим особенностям этапов дошкольного детства.
В качестве дополнительной образовательной технологии мы использовали методическое пособие Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М. «Владос» 2001г.
Педагогическая технология Э.Г. Чуриловой позволила более качественно реализовать содержание программы «Театр-творчество-дети».
Так же использовали пособия: М.Д. Маханёвой «Театрализованное занятие в детском саду», где подробно представлены серии занятий по всем возрастным группам, А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» где представлены упражнения на воображение, на развитие пластической выразительности при создании образа, выразительной мимики, игры драматизации, игры на пластику, игры – превращения, театральные этюды.
Решались следующие цели и задачи:
Цели:
- Формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию средствами театральных и игровых технологий.
Задачи.
Образовательные.
- Закреплять умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов.
- Закреплять знания о разнообразных формах фольклора.
- Продолжать знакомить детей с бытом и народно-прикладным искусством русского народа на примере народных сказок.
- Совершенствовать умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Развивающие.
- Формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театральной деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, образное мышление.
- Способствовать развитию творческих способностей детей с учётом индивидуальных особенностей.
Воспитательные.
- Побуждать детей проявлять интерес к прошлому своего народа и народной культуре.
- Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.
- Воспитывать гуманные чувства детей по отношению друг другу.
- Побуждать к оценке своих поступков, поступков сверстников, героев художественной литературы.
Для реализации поставленной цели и задач, я использовала различные методы, приемы и формы организации работы.
Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками учитывались следующие принципы.
- Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
- Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
- Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
- Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подбирать таким образом, чтобы удачно сочетать движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Разрабатывая программу эксперимента, исходили из того, что этнокультурное воспитание в театральной деятельности будет осуществляться наиболее эффективно при наличии специально созданных условий организации работы с учетом обобщенной модели театра с этнокультурным компонентом, структурировании содержания занятий на основе русского фольклора и произведений, в которых отражены национально-культурные традиции народа, формировании ценностного отношения к культурно-национальному наследию, использовании театральных, тренинговых и игровых технологий, способствующих развитию психофизических и эмоциональных качеств детей. При этом для развития ценностно-смысловой сферы применялись задания с элементами анализа поведения героев сказок, выявления причинно-следственных связей, определения приоритетных стилей поведения героев и соотнесения их с личным опытом, а также с начальными сведениями из истории театра. Для развития эмоционально — оценочной сферы — задания с четко определенными понятиями «хорошо-плохо», эмоциональными оценками — «весело», «грустно», «обидно» и т. д., на играх и элементах народного театра Коммуникативно-поведенческий аспект отрабатывался на этюдной работе, диалогах кукольного и драматического театра, постановке драматических отрывков и спектакля. Работа по развитию творческих способностей осуществлялась на всех этапах формирующего эксперимента, когда поощрялась нестандартность мышления, умение найти выход из сложной ситуации, использовать свои знания и умения, подключение воображения и фантазии.
Работа велась по 3 направлениям.
Первое направление – деятельность с детьми.
Для развития творческих способностей наиболее эффективными оказались следующие виды игровой деятельности: кукольный театр, дидактические игры, театральные игры, игры-занятия, игры-превращения, игры-инсценировки, творческие и самостоятельные игры, праздники, развлечения.
В работе использовались информационно — коммуникационные (ИКТ) и здоровьесберегающие технологии. Использование ИКТ превращают подачу материала детям в живой, творческий и естественный процесс.
Приобщение детей к этнокультуре народа осуществлялось в форме презентаций, где использовались малые формы фольклора: прибаутки, песенки, заклички, частушки, считалки, присловья. Презентации способствовали развитию эмоций и чувств детей, для чего использовались игровые народные персонажи (Казак, домовенок Кузя, Батыр, Хозяйка и Хозяин и др.); атрибуты народного быта (самовар, казан, прялка, подсвечник, подзоры, «птица счастья», подкова и др.); организация народных игр, хороводов, игрищ, потех. Проводимые развивающие игры «Зеркало», «Узнай по голосу», «Тень», «Продолжи фразу и повтори», «Веселые загадки» и др. сопровождались сменой картин на экране, которые в свою очередь, развивают у детей память, слуховое внимание, воображение и фантазию.
Применение здоровьесберегающих технологии заключалось в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастик необходимы для сохранения и укрепления здоровье воспитанников (в соответствии с требованиями СанПин).
В процессе работы к традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые использовались в НОД, были добавлены:
- метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ
- метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
Содержание занятий включало в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- подготовку разных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
В подготовительной группе продолжалась работа с куклами с «живой рукой»: дети импровизировали небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской. Также использовались этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды давали возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствовали формированию самоконтроля, повышению уверенность в себе.
Приложение фото (этюды).
Гордостью театральной студии являлись театральные постановки. Создавались они по мотивам преданий и легенд русского народа, адаптированных для детского восприятия. За эти годы были поставлены и представлены на суд зрителей (дошкольников, школьников, родителей) следующие музыкальные спектакли: «Аленький цветочек», «Царевна Лягушка», «Сказание о трех богатырях», участниками которых дети были дети.
Подготовка спектакля обычно строилась по следующей схеме:
- Чтение сказки, её обсуждение.
- Разбор сценария спектакля, выбор ролей.
- Слушание музыки, дети выбирают определенные музыкальные произведения для спектакля.
- Создание элементов костюмов, декораций, украшений помещения, где будет проходить спектакль.
- Репетиция.
Второе направление деятельности — сотрудничество с родителями.
Традиционные:
- анкетирование, беседы, консультации, собрания, папки-передвижки, тематические выставки, совместные мероприятия, праздники, досуги, развлечения.
Интерактивные формы:
- тренинги, лекции-беседы, дискуссии, обучающие занятия.
Третье направление — деятельность с педагогами.
В организации этого направления использую такие методы как консультации и мастер-классы.
Задачей работы с родителями и педагогами заключалась в:
- Ознакомлении воспитателей и родителей с различными средствами традиционной культуры, системой апробированных поколениями педагогических методов воспитания жизнерадостного, трудолюбивого, физически, духовно и нравственно здорового человека.
Большое внимание в своей работе с детьми мы уделяли проведению народных праздников, которые по нашему мнению наиболее близки и понятны детям. Мы проводили праздники «Посиделки», «Колядки», «Рождество», «Масленицу» и другие фольклорные праздники, в которых с удовольствием принимали участие дети.
В нашем детском саду создан мини – музей русского быта. Экспонаты мини – музея активно используются в проведении праздников, развлечений, занятий.
Свою работу по этнокультурному воспитанию мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями. Считаем, что только комплексный и системный подход может стать залогом успешности всего намеченного и реализованного.
Таким образом, воспитательно — образовательная работа по этнокультурному воспитанию через театрализованную деятельность помогла нам обогатить внутренний мир ребёнка, у детей появился интерес к национальной культуре.
Литература
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
- А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
- Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр – Творчество –Дети». Москва 2002.
- И.П. Посашкова «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009
|