Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Автор:
Мубаракшина Гулия Каюмовна — воспитатель первой квалификационной категории г. Мамадыш
Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Основной целью пособия является использование серии дидактических игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих различные нарушения речи, показали, что в настоящее время проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов.
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре.
Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.
Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Создание оптимальных условий применения игровых средств, представленных данным пособием «Логоцветик», для автоматизации и дифференциации звуков, работы над словообразованием, над преодолением лексико-грамматического недоразвития позволяет находить новые пути и методы его исправления, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.
Я полагаю, что предложенное многофункциональное пособие «Логоцветик» будет способствовать устранению лексико-грамматического недоразвития, развитию словообразования и формированию звукопроизношения, а также поможет как родителям, так и логопедам и воспитателям детских садов.
Дидактические игры, используемые на занятиях,
с применением пособия «Логоцветик».
1. Дидактическая игра «Собери ромашку».
Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.
2. Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»
Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего, зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный звук), и выкладывают их на лепестки.
В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, конец, середина).
3. Дидактическая игра «Посади в вагоны»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения, развивать мыслительные операции, фонематический слух.
Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют место буквы в слове.
4. Игра «Змейка или колокольчик»
Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких согласных звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.
5. Игра «Какая картинка лишняя?»
Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного внимания, мыслительных операций.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2 картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки.
6. Игра «1, 2, 3 — слог прочти»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков слогового чтения.
Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.
7. Игра «Короткое или длинное»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное внимание.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением шарика, который имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и выкладывают их на лепестки.
Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает картинку, не подходящую по слоговому составу.
8. Игра «Подбери картинки на автоматизируемый звук»
Цель: автоматизация, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные картинки, выкладывая их на лепестки.
9. Игра: «Признаки времени года».
Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.
Работа может проводиться по любой лексической теме.
Использование предложенного пособия «Логоцветик» и серии упражнений в коррекционной работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, что позволяет сократить время коррекционной работы.
Использование в предложенном пособии серии дидактических игр позволяет ускорить время и получить хорошие результаты в коррекционное работе.
|