Конспект Непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в логопедической подготовительной группе Учитель-логопед: Киселева О. М. Г. Благовещенск РБ Тема: Звук “Д”. Программное содержание: 1. Познакомить детей со звуком “Д”. 2. Уточнить четкое произношение звука “Д” в слогах, словах, фразах, связных текстах. 3. Тренировать в практическом усвоении образовывать формы родительного падежа единственного числа существительных. 4. Тренировать в практическом усвоении образовывать однокоренные слова. 5. Совершенствовать умение строить предложения по предметным картинкам. 6. Развивать фонематический слух и восприятие. 7. Развивать речь, внимание, память. 8. Воспитывать желание помочь другому.
Оборудование: 1. Сюжетная картина. 2. Предметные картинки, 3. Игрушка-бибабо. 4. Зеркала. 5. Горох. 6. Игрушки для поддувания. Литература: 1. Каше “Как исправить недостатки в звукопроизношении”, Просвещение, 1987 г. 2. И. Лопухина “Логопедия 550”, “Дельта”, 1995 г. 3. “Звуки на все руки”, Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 1999 г. 4. Г. Л. Глинка “Буду говорить, читать, писать правильно”, “Питер”, 1997 г. 1. Пальчиковая гимнастика. /Раздать детям по одной горошине./ Слова
Действия Мы горошину в двух пальцах помнем О горошине зеленой споем. Катись горошина, за окошко Катись горошина, к нам в лукошко. Ты катись, горошина, по ладошке, Развлекай, горошина, нас немножко
Катать горошину большим и указательным пальцами правой руки. Катать горошину большим и указательным пальцами левой руки. Положить на ладошку правой руки и катать указательным пальцем левой руки. 2. Дыхательная гимнастика. Вдох - носом, выдох через трубочки в стаканчик. 3. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами). Я картинку покажу, а названье не скажу. На картинку посмотрите, Упражненье повторите. /“Настроение”, “Парус”, “Маляр”, “Вкусное варенье”./ 4. Занятие.
/На доску выставляется сюжетная картинка./ - Посмотрите, внимательно на картинку. Что вы видите? Что у Ани? Что у Дани? - В Доме очень красивая резная дверь. Аня называет ее -верь. Брата Даню называет -аня. Про двор говорит -вор. Про дудочку -уочка. - Как вы думаете какой звук Аня не умеет произносить? - Давайте научим Аню произносить звук “Д”. - Чтобы правильно произнести звук “ Д” нужно постучать кончиком языка по “бугоркам” за верхними зубами. /Хором, индивидуально./ - Кончик языка стукает по “бугоркам” и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук “Д”. Гласный или согласный звук “Д”? Звонкий или глухой? Д/И “Будь внимательный”. Раскройте ладошки тогда, когда услышите звук “Д”. /К, Д, П, Т, Д, Д, …/ Д/И “Повтори звуковые дорожки” да-да-до ду-ду-ды до-ду-да до-да-до ды-да-до до-ду-да Динамическая пауза: (для позвоночника) Слова Действия Я повторяю по утрам, Мой позвоночник гибок, прям, Когда лежу, стою, сижу За позвоночником слежу. Я позвоночник берегу. И от болезней убегу.
Наклоны в стороны. Наклоны вперед. Показ действий. Сцепить руки за спиной. Обхват туловища руками. Бег на месте. Сюрпризный момент: (взять игрушку-бибабо) - Здравствуйте, ребята. Я дед, зовут меня Додон. Как меня зовут, кто запомнил? /Додон./ - Я пришел к вам за помощью, вы поможете мне? Я старый-престарый дед, я все путаю, теряю. Вот и в сундуке своем все перепутал.
-Давайте поможем Додону и найдем картинки в названии, которых слышится первый звук в имени деда. Какой это звук? Какие картинки мы будем искать?
/В названии которых есть звук “Д”. Дети выбирают. Перечислить все отобранные картинки./
Д/И “Чего не стало?” /С предметными картинками./
- Ой, внучки мои помогите мне еще в одном деле. Я очень люблю своим внукам сказки сочинять. Вот еще одну начал, а закончить в рифму никак не могу. Во всех словах должно слышаться слово ДОМ.
Называется сказка “Гном и дом”.
Жил да был веселый гном
Он в лесу построил … /Дом./
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом построил … /Домик./
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил … /Домишко./
Старый, мудрый гном - гномище
выстроил большой … /Домище./
Есть любил он суп вчерашний
пил он только квас … /Домашний./
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда … /Дома./
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … /Дом/
/Дед собирает все картинки, дети по памяти расставляют их по местам. Придумывают предложения с этими картинками./
Предложить выучить скороговорку:
Дед Додон в дуду дудел,
Данилку дед дудой задел.
/Шепотом, в полголоса медленно, громче, побыстрее. Кто запомнил? Дед прощается, уходит./
Итог:
С каким новым звуком мы познакомились?
Какой это звук?
Почему?
Кого мы учили правильно произносить звук?
Кто к нам приходил в гости? Как его зовут?
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
по формированию
фонетической стороны речи
( логопедической подготовительной группе
Учитель-логопед: Киселева О. М.
Г. Благовещенск РБ
Тема: Звук “Д”.
Программное содержание:
1. Познакомить детей со звуком “Д”.
2. Уточнить четкое произношение звука “Д” в слогах, словах, фразах, связных текстах.
3. Тренировать в практическом усвоении образовывать формы родительного падежа единственного числа существительных.
4. Тренировать в практическом усвоении образовывать однокоренные слова.
5. Совершенствовать умение строить предложения по предметным картинкам.
6. Развивать фонематический слух и восприятие.
7. Развивать речь, внимание, память.
8. Воспитывать желание помочь другому.
Оборудование:
1. Сюжетная картина.
2. Предметные картинки,
3. Игрушка-бибабо.
4. Зеркала.
5. Горох.
6. Игрушки для поддувания.
Литература:
1. Каше “Как исправить недостатки в звукопроизношении”, Просвещение, 1987 г.
2. И. Лопухина “Логопедия 550”, “Дельта”, 1995 г.
3. “Звуки на все руки”, Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 1999 г.
4. Г. Л. Глинка “Буду говорить, читать, писать правильно”, “Питер”, 1997 г.
1. Пальчиковая гимнастика.
/Раздать детям по одной горошине./
Слова
Действия
Мы горошину в двух пальцах помнем
О горошине зеленой споем.
Катись горошина, за окошко
Катись горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по ладошке,
Развлекай, горошина, нас немножко
Катать горошину большим и указательным пальцами правой руки.
Катать горошину большим и указательным пальцами левой руки.
Положить на ладошку правой руки и катать указательным пальцем левой руки.
2. Дыхательная гимнастика.
Вдох - носом, выдох через трубочки в стаканчик.
3. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалами).
Я картинку покажу,
а названье не скажу.
На картинку посмотрите,
Упражненье повторите.
/“Настроение”, “Парус”, “Маляр”, “Вкусное варенье”./
4. Занятие.
/На доску выставляется сюжетная картинка./
- Посмотрите, внимательно на картинку. Что вы видите? Что у Ани? Что у Дани?
- В Доме очень красивая резная дверь. Аня называет ее -верь. Брата Даню называет -аня. Про двор говорит -вор. Про дудочку -уочка.
- Как вы думаете какой звук Аня не умеет произносить?
- Давайте научим Аню произносить звук “Д”.
- Чтобы правильно произнести звук “ Д” нужно постучать кончиком языка по “бугоркам” за верхними зубами. /Хором, индивидуально./
- Кончик языка стукает по “бугоркам” и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук “Д”. Гласный или согласный звук “Д”? Звонкий или глухой?
Д/И “Будь внимательный”.
Раскройте ладошки тогда, когда услышите звук “Д”. /К, Д, П, Т, Д, Д, …/
Д/И “Повтори звуковые дорожки”
да-да-до ду-ду-ды до-ду-да до-да-до ды-да-до до-ду-да
Динамическая пауза: (для позвоночника)
Слова
Действия
Я повторяю по утрам,
Мой позвоночник гибок, прям,
Когда лежу, стою, сижу
За позвоночником слежу.
Я позвоночник берегу.
И от болезней убегу.
Наклоны в стороны.
Наклоны вперед.
Показ действий.
Сцепить руки за спиной.
Обхват туловища руками.
Бег на месте.
Сюрпризный момент: (взять игрушку-бибабо)
- Здравствуйте, ребята. Я дед, зовут меня Додон. Как меня зовут, кто запомнил?
/Додон./
- Я пришел к вам за помощью, вы поможете мне? Я старый-престарый дед, я все путаю, теряю. Вот и в сундуке своем все перепутал.
-Давайте поможем Додону и найдем картинки в названии, которых слышится первый звук в имени деда. Какой это звук? Какие картинки мы будем искать?
/В названии которых есть звук “Д”. Дети выбирают. Перечислить все отобранные картинки./
Д/И “Чего не стало?” /С предметными картинками./
- Ой, внучки мои помогите мне еще в одном деле. Я очень люблю своим внукам сказки сочинять. Вот еще одну начал, а закончить в рифму никак не могу. Во всех словах должно слышаться слово ДОМ.
Называется сказка “Гном и дом”.
Жил да был веселый гном
Он в лесу построил … /Дом./
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом построил … /Домик./
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил … /Домишко./
Старый, мудрый гном - гномище
выстроил большой … /Домище./
Есть любил он суп вчерашний
пил он только квас … /Домашний./
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда … /Дома./
Всех встречал радушно гном
Все любили этот … /Дом/
/Дед собирает все картинки, дети по памяти расставляют их по местам. Придумывают предложения с этими картинками./
Предложить выучить скороговорку:
Дед Додон в дуду дудел,
Данилку дед дудой задел.
/Шепотом, в полголоса медленно, громче, побыстрее. Кто запомнил? Дед прощается, уходит./
Итог:
С каким новым звуком мы познакомились?
Какой это звук?
Почему?
Кого мы учили правильно произносить звук?
Кто к нам приходил в гости? Как его зовут?
|