Тема: Звук [а].
Цель: знакомство со звуком [а].
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:
- давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова)
- учить выделять звук из ряда гласных звуков
- закрепить знания детей о фруктах
- учить образованию существительных Т.п. единственного числа.
Скачать конспект
Коррекционно – развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие
- развивать артикуляционную, мелкую моторику
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал: Компьютер, телевизор, портативная музыкальная колонка, маска, волшебный мешок, муляжи фруктов, короткая и длинная ленточка
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, разрезные картинки (арбуз, аист, апельсин, абрикос,
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
- Здравствуйте, ребята. Хотите отправиться в путешествие в осенний лес? Постройтесь паровозиком за мной.
По тропинке мы пойдём, В лес осенний попадём. Чудеса в лесу живут, Ребятишек в гости ждут.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, мы с вами оказались в осеннем лесу. Кто нас встречает?
Дети: Нас встречает ёжик.
Ежик: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Хотите познакомиться с моими друзьями?
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте подготовим наш язычок и губки к занятию, познакомимся с друзьями ёжика и выполним упражнения. Возьмите зеркала.
Вот весёлая лягушка,
Тянет губки прямо к ушкам! (Упражнение «Улыбка»)
Друг ёжика-слонёнок, Удивительный ребёнок. На слонёнка посмотри Губы хоботом тяни! (Упражнение «Хоботок»)
Логопед: Слонёнок очень любил играть с ёжиком. Набирал полный хобот воды и превращался в толстячка. (Упражнение «Толстячки»)
Логопед: А потом поливал все цветы, траву в лесу и становился худышкой. (Упражнение «Худышки»)
Логопед: Звери любили качаться на качелях. (Упражнение «Качели»)
На качелях все катались,
Вверх летели, вниз спускались.
Логопед: Осенью они помогали белке собирать орехи на зиму. (Упражнение «Орешек»)
Словно белки, мы без спешки
Ловко щелкаем орешки!
Логопед: Вот так весело было животным.
2. Игра «Собери картинки» (работа с разрезными картинками)
Ёжик: Я хотел с вами поиграть, познакомить вас со своим любимым звуком, бежал и рассыпал картинки. Помогите их собрать.
Логопед: Поможем ёжику, подойдём к столам. На подносах рассыпаны части картинок. Соберите целые картинки.
(Дети собирают разрезные картинки группами)
Логопед: Пройдите вокруг столов, посмотрите, что у вас получилось. Запомните все предметы.
Логопед: Давайте назовём, какие картинки вы собрали?
Дети: Автобус, абрикос, арбуз, аист, апельсин.
3. Знакомство со звуком А.
Логопед: Послушайте внимательно:
ааавтобус, ааабрикос, ааарбуз, ааапельсин, аааист.
- Назовите первый звук в словах.
Правильно, слышится звук [а]. Послушайте: а-а-а-а. Звук [а] можно петь, тянуть, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Мы назовём его гласным звуком и обозначим красным цветом.
- Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])
Широко рот открываем,
Куклу ласково качаем.
Представим, что мы качаем куклу и произнесём: а-а-а-а.
- Сегодня мы будем с вами говорить о звуке [а]. Расскажем ёжику об этом звуке.
4. Уточнение артикуляции звука.
Логопед: Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим друг на друга.
Посмотрите, красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
5. Игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
6. Игра «Длинный – короткий»
Логопед: У меня есть две ленты: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную ленту, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
7. Игра «Ловишки»
Логопед: Поймайте звук [а] в свои ладошки. А-а. Сколько звуков вы поймали?
Дети: Два звука.
Логопед: Еще послушайте: а-а-а. А теперь?
Дети: Три звука.
Логопед: Ловите: А. Сколько звуков поймали?
Дети: Один.
Логопед: А сейчас произнесите столько звуков А, сколько кругов увидите на экране.
8. Физминутка «Встали зайцы на зарядку»
Ёжик: Ребята, вы много интересного рассказали о звуке А. Пришло время отдохнуть и сделать зарядку с животными.
9. Игра «Волшебная корзинка»
Логопед: Ребята, давайте угостим ёжика и его друзей фруктами. Фрукты лежат в волшебном мешочке. Надо на ощупь отгадать, какой это фрукт и сказать, чем вы угостите ёжика. Например: Я угощу ёжика и его друзей яблоком.
III. Итог занятия.
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с ежиком и вспомним чем мы сегодня занимались.
С каким звуком мы познакомились?
Каким цветом обозначается звук [а]? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
|