Фонетико-фонематическое недоразвитие и нерезко выраженное общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении звукового анализа слова, в нерезко выраженном отставании в развитии лексико-грамматического-строя речи. У некоторых детей наблюдается недостаточная чёткость и выразительность речи, которые проявляются в смазанности артикуляции, интонационной бедности речи. Для этих детей характерны также неустойчивость внимания, снижение памяти, недостаточная сформированность мыслительных операций.
Отклонения в развитии фонетико-фонематической стороны речи у ребёнка-дошкольника могут проявиться в процессе обучения в школе в нарушениях письменной речи (дисграфии и дислексии).
Система коррекционного развития, по нашему мнению, должна включать в себя три раздела: освоение фонематической стороны речи, знакомство с буквами русского языка и овладение лексико-грамматической стороной речи.
Первоначально детям необходимо дать элементарное представление о назначении речи. Далее они получают знания о строении языка: знакомятся с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится графическое обозначение этих понятий.
Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений помогает детям наглядно воспринимать границу предложений, границу слов в предложении и их раздельное написание. Схемы выполняются с проговариванием и с последующим их «прочтением». Знакомство с понятиями «слово, называющее предмет», «слово, называющее действие», «слово, называющее признак предмета» является основой для формирования грамматических категорий «существительное», «глагол», прилагательное».
В работе по освоению фонетико-фонематической стороны речи необходимо решить следующие задачи:
- Выработка правильных артикуляционных навыков
- Развитие просодической стороны речи
- Формирование системы чётко различаемых, противопоставленных звуков
- Формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова
Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даётся через звукоподражание и рисунок-схему, звук произносится изолированно. Также в работе над звуками можно использовать схему анализа артикуляции звука (единую для всех звуков), в которой отражены следующие составляющие: положение губ, положение зубов, положение языка, характеристика воздушной струи, участие голоса. При знакомстве с новым звуком схема помогает ребёнку научиться самостоятельно анализировать произнесение звука и дать ему характеристику. При изучении гласных звуков особое внимание следует уделять положению губ.
После изучения гласных звуков необходимо ввести понятие «слог». Дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки и буквы.
Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который дети могут простучать, прохлопать, прошагать.
Позднее дети учатся ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударный гласный звук.
Далее дети знакомятся с согласными звуками. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме дети учатся делать вывод: изучаемый звук гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
В коррекционной работе также используются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, длительностью, темпом.
Детям предлагается система упражнений для формирования фонематического восприятия. Первоначально дети учатся определять позицию заданного звука (начало, конец, середина). Изучаемый звук, независимо от его местоположения, интонационно выделяется в слоге, протяжно произносится, усиливается голосом.
Параллельно с развитием фонематического слуха ведётся работа по формированию элементарных навыков звукового анализа. Дети учатся рисовать цветными карандашами звуковые схемы слогов и слов или составляют схемы с помощью цветных фишек.
После знакомства со звуками дети учатся чтению обратных и прямых слогов.
Для усвоения чёткого произношения звуков детям даются короткие стихи, чистоговорки, скороговорки, пословицы.
В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме детям предлагаются специальные упражнения по их дифференциации.
Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения детьми произношения звуков. Обучение целесообразно вести звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. С освоением букв дети начинают выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используется магнитная азбука), что способствует началу формирования письменной речи.
Для усвоения графического образа буквы детям предлагаются разные способы конструирования букв (показать букву пальцами рук, слепить из пластилина, сложить из деталей мозаики), даются упражнения на дописывание элементов букв, выделение правильных букв в ряду неправильных.
Особенное внимание уделяется буквам Е, Ё, Ю, Я. Детям объясняется, что в начале слова или слога эти буквы читаются так, как называются, а в прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится.
В форме занимательных упражнений проводится чтение обратных и прямых слогов. Столбики слогов со стечением согласных, столбики слов и небольшие тексты для чтения даются с постепенным усложнением. Привлекается внимание детей к некоторым правилам правописания: парные звонкие и глухие согласные в конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написании собственных имён, обозначение мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь, правильной записи предложений. Проводится обучение чтению слов с разделительным Ь и Ъ знаками. При обучении детей чтению можно использовать разнообразные виды упражнений:
- Дополнить слог до целого слова;
- «собрать» слово из рассыпанных букв или слогов;
- вставить букву и назвать слово ( «буква потерялась»)
- соотнести слова и картинки;
- исправить деформированные предложения;
- прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;
- прочитать пиктографический текст;
- выучить стихи, пословицы, скороговорки;
- отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды
В результате такой работы дети приобретают навык слитного чтения слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв магнитной азбуки слов изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.
Многолетний опыт работы с детьми 5-7 летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение основам родного языка позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе.
|