Свидлер Яна Валериевна. Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие и нерезко выраженное общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении звукового анализа слова, в нерезко выраженном отставании в развитии лексико-грамматического-строя речи. У некоторых детей наблюдается недостаточная чёткость и выразительность речи, которые проявляются в смазанности артикуляции, интонационной бедности речи. Для этих детей характерны также неустойчивость внимания, снижение памяти, недостаточная сформированность мыслительных операций.

Отклонения в развитии фонетико-фонематической стороны речи у ребёнка-дошкольника могут проявиться в процессе обучения в школе в нарушениях письменной речи (дисграфии и дислексии).

Система коррекционного развития, по нашему мнению, должна включать в себя три раздела: освоение фонематической стороны речи, знакомство с буквами русского языка и овладение лексико-грамматической стороной речи.

 

Первоначально детям необходимо дать элементарное представление о назначении речи. Далее они получают знания о строении языка: знакомятся с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится графическое обозначение этих понятий.

Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений помогает детям наглядно воспринимать границу предложений, границу слов в предложении и их раздельное написание. Схемы выполняются с проговариванием и с последующим их «прочтением». Знакомство с понятиями «слово, называющее предмет», «слово, называющее действие», «слово, называющее признак предмета» является основой для формирования грамматических категорий «существительное», «глагол», прилагательное».

В работе по освоению фонетико-фонематической стороны речи необходимо решить следующие задачи:

  • Выработка правильных артикуляционных навыков
  • Развитие просодической стороны речи
  • Формирование системы чётко различаемых, противопоставленных звуков
  • Формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью. Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука даётся через звукоподражание и рисунок-схему, звук произносится изолированно. Также в работе над звуками можно использовать схему анализа артикуляции звука (единую для всех звуков), в которой отражены следующие составляющие: положение губ, положение зубов, положение языка, характеристика воздушной струи, участие голоса. При знакомстве с новым звуком схема помогает ребёнку научиться самостоятельно анализировать произнесение звука и дать ему характеристику. При изучении гласных звуков особое внимание следует уделять положению губ.

После изучения гласных звуков необходимо ввести понятие «слог». Дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки и буквы.

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который дети могут простучать, прохлопать, прошагать.

Позднее дети учатся ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударный гласный звук.

Далее дети знакомятся с согласными звуками. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме дети учатся делать вывод: изучаемый звук гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

В коррекционной работе также используются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, длительностью, темпом.

Детям предлагается система упражнений для формирования фонематического восприятия. Первоначально дети учатся определять позицию заданного звука (начало, конец, середина). Изучаемый звук, независимо от его местоположения, интонационно выделяется в слоге, протяжно произносится, усиливается голосом.

Параллельно с развитием фонематического слуха ведётся работа по формированию элементарных навыков звукового анализа. Дети учатся рисовать цветными карандашами звуковые схемы слогов и слов или составляют схемы с помощью цветных фишек.

После знакомства со звуками дети учатся чтению обратных и прямых слогов.

Для усвоения чёткого произношения звуков детям даются короткие стихи, чистоговорки, скороговорки, пословицы.

В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме детям предлагаются специальные упражнения по их дифференциации.

Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения детьми произношения звуков. Обучение целесообразно вести звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. С освоением букв дети начинают выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используется магнитная азбука), что способствует началу формирования письменной речи.

Для усвоения графического образа буквы детям предлагаются разные способы конструирования букв (показать букву пальцами рук, слепить из пластилина, сложить из деталей мозаики), даются упражнения на дописывание элементов букв, выделение правильных букв в ряду неправильных.

Особенное внимание уделяется буквам Е, Ё, Ю, Я. Детям объясняется, что в начале слова или слога эти буквы читаются так, как называются, а в прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится.

В форме занимательных упражнений проводится чтение обратных и прямых слогов. Столбики слогов со стечением согласных, столбики слов и небольшие тексты для чтения даются с постепенным усложнением. Привлекается внимание детей к некоторым правилам правописания: парные звонкие и глухие согласные в конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написании собственных имён, обозначение мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю, Я и буквой Ь, правильной записи предложений. Проводится обучение чтению слов с разделительным Ь и Ъ знаками. При обучении детей чтению можно использовать разнообразные виды упражнений:

  • Дополнить слог до целого слова;
  • «собрать» слово из рассыпанных букв или слогов;
  • вставить букву и назвать слово ( «буква потерялась»)
  • соотнести слова и картинки;
  • исправить деформированные предложения;
  • прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;
  • прочитать пиктографический текст;
  • выучить стихи, пословицы, скороговорки;
  • отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды

В результате такой работы дети приобретают навык слитного чтения слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв магнитной азбуки слов изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.

Многолетний опыт работы с детьми 5-7 летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение основам родного языка позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе.

Просмотров: 295
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Тимченко Светлана Максимовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»
  • Бобылева Олеся Владимировна. Конспект занятия «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
  • Спраговская Ольга Викторовна. КОНСПЕКТ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ»
  • Новицкая Альбина Константиновна. Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Аликина Тамара Ивановна. Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Чепига Оксана Витальевна. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Город звуков и букв»
  • Морозова Карина Анатольевна. Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи) по дифференциации звуков «С» и «Ш».
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Формирование родственных слов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Методические рекомендации для учителей-логопедов.
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Редактор. Стихи для изучения новых слов на английском для детей
  • Горшкова Анна Олеговна. Логопедическая зарядка для гласных звуков для детей от 4 до 7 лет
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Чурикова Ольга Николаевна. Методическое сопровождение к использованию логопедического тренажера «Дифференциация звуков ш-ж в речи» в коррекционно-логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности
  • Спильная Елена Валерьевна. Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи средней группе детей с тяжелым нарушением речи «Мама для мамонтенка»
  • Салина Светлана Викторовна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»
  • Жданова Галина Ильинична. Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь