Цель: закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени и явлениях, происходящих в природе поздней осенью
Программные задачи:
1. Образовательные:
1. 1. Систематизировать представления детей о характерных признаках ранней и поздней осени;
1. 2. Учить находить общие и отличительные признаки ранней и поздней;
1. 3. Закрепить знания детей о явлениях, происходящих поздней осенью в животном мире;
1. 4. Активизировать и обогащать словарь по данной теме: ранняя осень, поздняя осень, природа засыпает, предзимье.
- 5. Закрепить умение составлять связный последовательный рассказ с использованием мнемотаблиц;
- Развивающие:
- 1. Развивать связную речь;
- 2. Развивать память, внимание;
- 3. Развивать координацию в процессе движения с речью.
- Воспитательные:
- 1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность;
- 2. Воспитывать желание помогать кому- либо;
- 3. Воспитывать умение видеть красоту природы, любить природу, беречь ее.
Развивающая среда:
- Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
- Звуковое письмо.
- Мячик.
- Листья красного и желтого цвета по количеству детей.
- Мнемотаблицы, обозначающие раннюю и позднюю осень
Предварительная работа.
- Рассматривание картин с изображением разных периодов осени (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», А.Саврасов «Осень», Шишкин «Осень»)
- Чтение и заучивание стихотворений и рассказов об осени (Николай Сладков «Осень на пороге», Э.Ю. Шим «Белые штаны», Виталий Бианки «Осень», И.С. Соколов-Микитов «Перед зимой», А.Барто «Осенью», А.Плещеев «Скучная картина»)
- Рассматривание картин «Дикие животные осенью», «Труд людей осенью", "Одежда людей осенью"
- Дидактическая игра "Четвёртый лишний"
- Составление рассказов об осени с использованием мнемотаблиц.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Организационный момент.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, то увидела под дверью конверт. Открывать без вас не решилась, вот, посмотрите, в нём что-то есть? (даёт детям потрогать)
Воспитатель: как вы думаете, что в нём? (Письмо)
- Сейчас посмотрим, интересно, от кого оно?
ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО
Детский сад «Улыбка», группа №5.
Обратный адрес: Лесная поляна.
Здравствуйте, ребята! На лесной поляне состоялось собрание зайцев. В этом году погода такая непонятная, что мы запутались. Одна половина зайцев считает, что наступила поздняя осень и пора нам серые шубки менять на белые, а другие зайцы говорят, что на улице ранняя осень, шубки рано менять. Помогите, пожалуйста. Нам зайцам это очень важно. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем зайцам надо менять шубу с серой на белую? Вот даже целое собрание они собрали.
Воспитатель: Как вы думаете, мы с Вами сможем помочь зайцам?
Воспитатель: Почему вы так уверены?
Воспитатель: Давайте сегодня на занятии вспомним все, что мы знаем об осени, выясним какая же сейчас осень ранняя или поздняя и соберем зайцам доказательства, которые сложим в этот конверт.
Воспитатель: Для начала давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и вспомним, что происходит осенью?
Я буду называть признаки осени, если вы согласны со мной, то хлопаете в ладоши, если нет – молчите.
Дидактическая игра «Осенью, не осенью»
Осенью растут грибы.
Солнце светит очень жарко.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Ну а птицы гнезда вьют?
Все букашки выползают.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Можно детям загорать.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
В лесу подснежник расцветает.
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает.
Воспитатель: Молодцы, правильно узнали все признаки осени. Послушайте их еще раз и может кто-то еще добавит признаки осени, которые мы не назвали
Осенью растут грибы.
Тучки солнце закрывают.
Колючий ветер прилетает.
Туманы осенью плывут.
Урожай все собирают.
Дни становятся короче.
Птичьи стаи улетают.
Часто-часто льют дожди.
Желтеют листья, опадают.
Природа словно засыпает.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слова «Природа словно засыпает»?
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Игра "Погода осенью"
Воспитатель: Ребята, признаки осени мы вспомнили. А теперь давайте опишем погоду осенью с помощью моего волшебного разноцветного мяча. Я называю словосочетание и кидаю вам волшебный мяч, а вы одним словом скажите КАКАЯ погода осенью.
Воспитатель: Буду в руки к вам скакать и вопросы задавать.
- Когда идет дождь погода какая — дождливая.
- Когда дует ветер погода какая ветреная
- Когда холодно — холодная
- Когда пасмурно — пасмурная
- Когда сыро — сырая
- Когда хмуро — хмурая
- Когда ясно – ясная
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли и все правильно назвали.
Воспитатель: Ребята, мы все вспомнили об осени, теперь давайте помогать зайцам.
Воспитатель: Скажите, вы, как думаете, сейчас ранняя осень или поздняя?
Воспитатель: Почему вы так решили?
Воспитатель: Ребята, позднюю осень называют предзимье. Как вы думаете, почему ее так называют?
Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки, они перепутались. Нам надо их разобрать какие подходят для поздней осени, а какие для ранней. Картинки, которые относятся к ранней осени, мы будем прикреплять слева, а картинки, которые относятся к поздней осени справа под конвертом.
1. Дерево с золотыми листьями.
Дерево без листьев.
2. Трава зелено-желтая.
Земля без травы.
3. Осенние цветы.
Цветы завяли.
4. Солнце, тучка, дождь.
Тучи, дождь, снег.
5. Люди собирают урожай
Перепаханные поля.
6. Стая перелетных птиц.
Зимующие птицы, стая перелетных птиц перечеркнута.
7. Медведь в осеннем лесу бродит.
Медведь в берлоге спит.
8. Ёж собирает листья.
Ёж спит в листьях.
9. Насекомые: осы, муравьи и т.д.
Насекомые перечеркнуты.
10. Ночь и день равны.
Ночь длиннее
Воспитатель: Ребята, мы справились с этим заданием?
Воспитатель: Вот эти картинки, которые ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ, мы сложим в этот конверт и отправим зайцам. Как вы думаете, похожи эти картинки на тот период осени, который мы с Вами сейчас наблюдаем на улице?
Воспитатель: Значит, они могут быть доказательством того, что на улице поздняя осень?
Физкультминутка.
Ветер осенний щеки надул Дети надувают щеки.
И на деревья сильно подул. Делают сильный выдох.
Ветки качнулись и затрещали. Качают поднятыми вверх руками,
Листья давно все на землю упали. Приседают руки кладут на пол.
Медведи в берлогах скоро уснут. Кладут под щеку руку.
Снежинки кружась, легко упадут. Поднимаются, кружатся и приседают на корточки.
Воспитатель: Ребята, картинки мы в конверт положим, а давайте отправим зайцам вместе с письмом звуковой ответ. Для этого, я предлагаю вам составить рассказ по нашим картинкам, про позднюю осень (пару человек). Начать наш рассказ надо с обращения: «Здравствуйте зайчата! наступила поздняя осень. …………рассказ………
А закончить рассказ надо словами: «Поэтому Вам надо менять свои шубки с серых на белые»
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли ли мы найти убедительные доказательства для зайцев, пора им менять серые шубки на белые?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто сегодня на занятии больше всех старался помочь зайцам?
Воспитатель: Предлагаю, сегодня вечером нарисовать зайцам еще рисунки про позднюю осень, сложить все в конверт: картинки-доказательства, рисунки и наш рассказ и отправить зайцам.
|