Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович (группы дошкольного образования)
Составила: воспитатель Жданова Людмила Анатольевна 2018г.
Цель: Формирование у детей бережного отношения к природе.
Задачи:
Обучающая:
- формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
- формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;
Скачать конспект
Развивающая:
- развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
- развивать произвольное внимание, речевую активность;
- развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
- воспитывать экологическую культуру у дошкольников.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, просмотр видео презентации: «Жизнь водоемов», «Великая река — Амур», проведение НОД «Животный и растительный мир Приамурья», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе, труд в природе, разучивание стихотворения «Не мойте велосипед в реке!».
Методы и приемы:
- Игровой — игра «Собери мусор»;
Перемещение в лабораторию;
- Словесный — рассказ воспитателя;
- Метод моделирования — создание «аварийной ситуации»;
- Художественное слово – чтение стихотворения;
- Наглядный — интерактивная игра «Что вредно и полезно для природы (воды)?» (мультимедийная игра);
- Практические – эксперименты по очищению воды;
Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли – нефтесборщики, окружающая среда, боны.
Оборудование:
Видео запись «Новости Приамурья», слайды с изображением экологических катастроф, вредное и полезное воздействие человека на природу, мультимедийный проектор, экран, компьютер, наборы для экспериментирования (одежда для детей — халаты, стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики, ложки, жидкость для удаления жира «Ферри», перья птиц, ситечки, воронки, пипетки), урны плоскостные красным, желтым, зеленым цветом, бытовой мусор для игры «Соберем мусор!», музыкальное сопровождение «Звуки воды», эмблемы «Юный эколог».
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент, мотивация, введение в проблему.
Педагог: Ребята, сегодня утром по телевизору я смотрела новости и меня заинтересовал один репортаж, который я записала и сейчас вам его покажу. Итак, внимание, смотрим.
(Включается видео «Новости Приамурья». Диктор сообщает, что на реке Амур произошла авария, пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду…
Видео выключается).
Педагог: Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»?
(Это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей)
- Что такое окружающая среда?
(Это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействует. Человек тоже является частью окружающей среды).
- Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?
(По вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.)
Педагог: Чтобы лучше понять что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке Амур.
Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую катастрофу».
2. Основная часть.
(Моделирование экологической катастрофы)
Дети перемещаются в оборудованную лабораторию, с приготовленными наборами для экспериментирования.
На столах приготовленная емкость с водой и растительное масло, обозначающее нефть.
Педагог: Итак, давайте представим, что емкость с водой – это река, а растительное масло – это нефть.
Опыт №1
Детям предлагается в воду налить растительное масло.
Результат – масло растекается как нефть на реке. Затем дети пытаются убрать его подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой).
Дети делают вывод, что это невозможно.
Педагог: Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реке Амур? (гуси, утки, лебеди).
- Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.
Опыт №2
В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.
Результат — оно покрывается маслом, склеивается.
Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.
Педагог: Ребята, давайте вспомним водных обитателей реки Амур. (Карась, сазан, амурский сом, амурская щука, белый амур).
Опыт №3
Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.
Результат — увидели пузырьки – это кислород.
Педагог: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).
Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).
(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).
Педагог: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).
(С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место).
- Ребята, а как называется профессия, люди которой изучают и защищают природу? (Ответы детей).
(Экологи при экологических катастрофах, стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, очищать загрязненную почву, воду, воздух. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её).
Педагог: Хотите быть юными экологами и научиться очищать воду?
- Как можно очистить воду? (Ответы детей).
-Вы все верно сказали, поэтому вы принимаетесь в команду экологов и
пройдете обучение по очистки воды.
(Дети получают эмблемы юных экологов).
Опыт №4
В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).
Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.
Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.
Опыт №5
Влажные салфетки помещаются в емкость, где расщепилось масло.
Результат: капельки масла притягиваются к ней.
Пояснение педагогом: специальные корабли — нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти.
По окончанию делается вывод, что необходимо специальное оборудование – боны и корабли-нефтесборщики.
Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.
- Ребята, скажите, теперь эта вода стала совсем чистой? (Ответы детей).
- Почему? (Ответы детей).
- Как вы думаете, как можно ее очистить? (Ответы детей).
Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что в их наборах для исследования есть предметы, которые понадобятся при очистке воды.
Опыт №6 «Фильтрация воды»
Педагог: Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого в воронку, положим ватный диск и марлю с углем (фильтр), который отфильтрует всю грязь и будет потихоньку воду наливать в воронку. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей).
- Сравните полученную воду с чистой водой. Они одинаковые? (Ответы детей).
- Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).
Педагог: Скажите, как называется река, которая протекает радом с нашим поселком? (ответы детей).
- Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Ответы детей).
- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?
- Как вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его).
- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей).
Игра «Собери мусор».
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).
В красный ящик собирают (самый опасный мусор) — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты;
в желтый (менее опасный мусор) — деревянные, бумажные предметы,
в зеленый (безопасный мусор) — пищевые отходы.
Делают выводы, почему так распределили мусор. (По времени его перегнивания в почве).
Педагог: В природе нет мусора, нету отходов,
Давайте друзья учиться у природы.
Проведение интерактивной игры «Что вредно и полезно для природы (воды)?» (можно заменить на мультимедийную игру с применением проектора).
На экране появляются слайды, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и слайды о применении воды в полезных целях.
Игровое действие: Отметить красным цветом отрицательное воздействие человека на природу. Зеленым цветом отмечается положительное воздействие человека на природу (воду).
Педагог: Вы правильно справились с заданием.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, вы не досмотрели новости, грозит ли экологическая катастрофа реке Амур? Вам интересно, что случилось дальше?
(Включается продолжение видео записи «Новости».
Диктор продолжает репортаж: «Прибывшие на место аварии команда экологов, не дала разрастись нефтяному пятну по реке, они вовремя ликвидировали последствия катастрофы, вода в реке Амур не пострадала и жизни животным ничто не угрожает».
Рефлексия.
Педагог: Теперь вы считаетесь юными экологами, скажите, что нового вы узнали? Какой опыт вам запомнился? И как будите вести себя, если увидите, что природе наносится вред? (Ответы детей).
(Научились очищать воду, экологи – защитники природы, природу нужно охранять и беречь)
Педагог: Ребята, вы очень хорошо помогали — в очищении воды, в уборке мусора. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.
Педагог: Грязная вода – это мертвая вода, чистая вода – живая, и она может лечить своими звуками.
(Слушание музыки со звуками воды и чтение стихотворение ребенком).
«Не мойте велосипед в реке»
Зачем велосипеду грязным быть?
Его скорее следует помыть!
Но даже если речка рядом, пред тобой
Ты у реки свой велосипед не мой!
На нём и смазка, масло, грязь, мазут!
Речные обитатели умрут.
Такая загрязнённая вода –
Для рыбок настоящая беда…
Поэтому возьми ведро с собой
И из него велосипед помой.
|