Нечипоренко Эльмира Мухаррамовна Кузнецова Виктория Сергеевна Нафикова Регина Разифовна. Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента

Применение мнемотехники в работе с детьми по освоению национально-регионального компонента

В настоящее время педагоги сталкиваются с определенными проблемами при работе с детьми дошкольного возраста:

  • небольшой словарный запас
  • нарушение звукопроизношения
  • неверное согласование слов в предложении
  • плохое развитие связной речи
  • отсутствие концентрации и внимания.

Для того, чтобы ликвидировать данные пробелы, педагогами применяется мнемотехника.

Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками по освоению национально-регионального компонента обеспечивает эффективное запоминание материала.

 

Скачать конспект

На занятиях по развитию речи, познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию мы внедряем мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. При изучении национально-регионального компонента, данная работа выглядит следующим образом:

Тюбетейка (маленькая шапочка) – мужской и женский национальный головной убор.

Наводящие вопросы при работе с мнемоквадратом: Что это? (Головной убор) Форма (Округлая), цвет (зеленый), размер (небольшой)

2 этап: учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Уфа- столица республики Башкортостан

На первоначальном этапе ребенок знакомится с символикой республики Башкортостан. На первой картинке герб г.Уфы, на второй — герб республики Башкортостан. То есть происходит работа по закреплению символов мнемоквадратов.

Герб города Уфа- куница, Герб республики – Салават Юлаев, то есть происходит закрепление ассоциативной части куница- Уфа, памятник Салавату Юлаеву – республика Башкортостан

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. На примере показано, как ведется работа по стихотворению Мустая Карима.

Башкирия,

Моя земля и небо,
Моя любовь,
Moй соловьиный край!..
Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.

Башкирия,
Мое второе сердце,
Второе солнце у меня в окне!
Чтоб на тебя досыта наглядеться,

Не два,
А двадцать глаз иметь бы мне!

Данную мнемотаблицу мы использовали на первоначальном этапе работы с материалом. В старшем возрасте могут применяться не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

С мнемотехникой, как приемом работы с детьми мы знакомы давно и успешно работаем. Применительно к национальному компоненту начали использовать более одного года. Благодаря мнемотехнике процесс обучения становится интересным и занимательным, происходит эффективное взаимодействие педагога и ребенка.

Просмотров: 317
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Шарафутдинова Диля Хамиовна. Сценарий праздника «День Республики» — развлечение «Республика моя – Башкортостан» для старших и подготовительных групп
  • Вагапова Лилия Исламовна. Обобщающее занятие в подготовительной группе посвященное к 100-летию образования республики Башкортостан на тему: «Мой родной Башкортостан!»
  • Люфт Елена Юрьевна. Краеведческая работа с дошкольниками как форма патриотического воспитания. Из опыта работы.
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Максименкова Зоя Анатольевна. Статья 'Система работы по реализации регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении'
  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий праздника «Башкортостан — родина моя Башкортостан дивные края» Утренник для детей подготовительной группы
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Никитина Анна Валерьевна. Ассоциация техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста
  • Утнюхина Регина Юлиевна. «Работа с родителями как базовый инструмент социализации детей с ОВЗ»
  • Россик Наталья Игоревна. Работа с родителями в раннем возрасте. Опыт работы.
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Кузнецова Ольга Васильевна. Проектная работа «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Банникова Елена Григорьевна. Работа с родителями на современном этапе развития ДОУ.
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Тарасова Ирина Александровна. «Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
  • Гаева Оксана Николаевна, Зорина Наталья Алексеевна, Чурбакова Ольга Сергеевна. Доклад 'Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи'
  • Окорокова Ольга Анатольевна. Кружковая работа по квиллингу и ИКТ как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Рогожина Мария Валентиновна. КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Художественная литература, как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста
  • Скороход Анна Федоровна. Мастер-класс для педагогов «Герб моей семьи, как одна из форм патриотического воспитания дошкольников»
  • Данильченко Татьяна Григорьевна Жукова Вера Николаевна Свистунова Анна Николаевна. «Коррекционные технологии в педагогической практике, как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь