В настоящее время педагоги сталкиваются с определенными проблемами при работе с детьми дошкольного возраста:
- небольшой словарный запас
- нарушение звукопроизношения
- неверное согласование слов в предложении
- плохое развитие связной речи
- отсутствие концентрации и внимания.
Для того, чтобы ликвидировать данные пробелы, педагогами применяется мнемотехника.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками по освоению национально-регионального компонента обеспечивает эффективное запоминание материала.
Скачать конспект
На занятиях по развитию речи, познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию мы внедряем мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки. Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:
1 этап: знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. При изучении национально-регионального компонента, данная работа выглядит следующим образом:
Тюбетейка (маленькая шапочка) – мужской и женский национальный головной убор.
Наводящие вопросы при работе с мнемоквадратом: Что это? (Головной убор) Форма (Округлая), цвет (зеленый), размер (небольшой)
2 этап: учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
Уфа- столица республики Башкортостан
На первоначальном этапе ребенок знакомится с символикой республики Башкортостан. На первой картинке герб г.Уфы, на второй — герб республики Башкортостан. То есть происходит работа по закреплению символов мнемоквадратов.
Герб города Уфа- куница, Герб республики – Салават Юлаев, то есть происходит закрепление ассоциативной части куница- Уфа, памятник Салавату Юлаеву – республика Башкортостан
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. На примере показано, как ведется работа по стихотворению Мустая Карима.
Башкирия,
Моя земля и небо, Моя любовь, Moй соловьиный край!.. Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был, Мне жаль того, Кому не пел курай.
Башкирия, Мое второе сердце, Второе солнце у меня в окне! Чтоб на тебя досыта наглядеться,
Не два, А двадцать глаз иметь бы мне!
Данную мнемотаблицу мы использовали на первоначальном этапе работы с материалом. В старшем возрасте могут применяться не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
С мнемотехникой, как приемом работы с детьми мы знакомы давно и успешно работаем. Применительно к национальному компоненту начали использовать более одного года. Благодаря мнемотехнике процесс обучения становится интересным и занимательным, происходит эффективное взаимодействие педагога и ребенка.
|