Педагогическая система работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста»
Подготовила: Гасратова Зинфира Абдуллаховна, воспитатель 1 квалификационной категории 2 группы раннего возраста «Одуванчик». Март, 2019 год муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области (МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды)
Вступительное слово.
Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.
Скачать конспект
Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.
Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» — говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.
Введение.
Дошкольный возраст – это самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребёнка.
Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития… детей надо учить, начиная … даже не с грудного возраста, а намного раньше».
Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т. е. с 2-3 лет.
Программа Ж. Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста.
В принципе при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о его применении по отношению и к детям раннего возраста.
Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой также выделяет задачи по экологическому воспитанию для детей раннего возраста:
- содействовать интересу детей к объектам природы;
- уточнить представления детей о растениях;
- учить рассматривать комнатные растения;
- наблюдать за домашними животными,
- знакомить с домашними птицами и птицами на участке детского сада;
- учить различать некоторых диких животных;
- в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц, рыб;
- учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространённые овощи и фрукты;
- наблюдать с детьми за красотой природных явлений;
- формировать бережное отношение к окружающей природе.
Актуальность темы:
Я уверена, что ранний возраст — самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.
Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.
Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжова «Наш дом–природа».
В нашем детском саду работа по экологическому воспитанию строится на основе парциальных программ: «Наш дом природа» автор Н. А. Рыжова и «Юный эколог» автор С. Н. Николаева.
Мой опыт работы показал, что важно специально учить малышей всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы.
Целью работы по экологическому воспитанию с малышами является обеспечение эмоционально-нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
- Формировать элементарные экологические знания и представления.
- Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление осознанно правильного взаимодействия с объектами.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому.
- Содействовать накоплению позитивного социального опыта в процессе общении с природой.
Формы работы с детьми:
ООД по экологии
Беседы
Экскурсии
Экологические тропинки на прогулке
Наблюдения в природе
Дидактические игр и упражнения
Опыты и эксперименты
Видео — занятия и презентации
Наглядные пособия для рассмотрения и обсуждения
Дежурство в уголке природы
Индивидуальная работа с воспитанниками.
Экологическая сказка (спектакль) с участием детей.
Формы работы с родителями:
Изготовление поделок из природного материала с своим ребенком
Выпуск стенгазеты по экологической теме
Родительские собрания, мастер – классы, открытые мероприятия
Помощь в обустройстве прогулочных участков, экологической тропы.
Помощь в организации центра по экологии в группе.
Консультативные материалы, папки – передвижки с экологической тематикой.
Основополагающие принципы и задачи моей работы:
Региональный компонент – изучение природы родного края (Дальнего Востока)
Задачи:
- Формировать понятия на основе наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы.
- Применять свои знания в практической деятельности.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства к своей малой Родине.
- Создавать благоприятные условия для самовыражения ребенка, возможность проявлять свою индивидуальность.
Научность и доступность понятий.
Задачи:
- Давать естественные научные знания по схеме: «представления – понятия – знания».
- Обеспечить преемственность знаний и углубление их содержания.
Принцип «Спирали»
Задачи:
- Используя обретенный опыт ребенка на расширение и углубление представлений и понятий.
- Учить применять более сложные приемы и методы в исследованиях.
Принцип интеграции
Задачи:
- Объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
- Закреплять знания через продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование бросового и природного материала).
Методы и приемы, используемые в моей работе:
Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картин о живой и неживой природе.
Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов — (центр «Воды и песка» с песочными наборами, мыльные пузыри, наборы для игры «Рыбалка»). Коллекции природных материалов (шишки, камни, ракушки, семена, сухой бассейн из круп и зерен бобовых растений). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.
Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.
Игровые – дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера, пальчиковые игры.
Краткое описание моей работы.
Этап первый – подготовительный (осень 2017)
Этап второй – основной (2017 – 2019)
Этап третий – заключительный (весна 2019)
|