Н.В. Разуева, Е.Л.Коробейникова, Н. А. Сенникова МАДОУ детский сад «Росинка», детский сад № 6 «Дельфин», г. Новоуральск
Позитивная социализация ребенка, его всесторонне личностное, морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, учитывающее возраст и соответствующий ему вид деятельности, сотрудничество со взрослыми и сверстниками — таковы приоритеты государства в сфере дошкольного образования, позволяющие сформировать духовно развитую личность, инициативного, самостоятельного, позитивного члена общества. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.
Лэпбук обеспечивает:
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
- развитие воображения, творческой активности и инициативы, в том числе речевой;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Так что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит " наколенная книга". Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Лэпбук- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.
Для создания первого лэпбука в нашей группе мы выбрали тему «Времена года. Лето», так как 50% детей группы испытывали трудности при определении времен года по их характерным признакам, путали названия месяцев и их последовательность в календарном году.
Рассмотрим этапы создания нашего лэпбука.
- этап работы – мотивационный. Вместе с детьми мы решили создать свою особенную книгу про лето, в которой разными интересными способами разместили всю накопленную информацию.
- этап – этап планирования. Мы обсуждали тему, содержание и создание макета будущего лэпбука.
- этап – практический. Это познавательная, исследовательская деятельность. Совместно со взрослыми (педагогами и родителями) дети находили сведения, необходимые для содержания лэпбука, подбирали картинки, стихи, небольшие рассказы, придумывали загадки, составляли ребусы и кроссворды, рисовали, писали слова.
- этап — оформление и сборка лэпбука. Этот этап самый интересный, увлекательный и творческий. Мы придумывали, как по-разному можно оформить странички лэпбука.
- этап — презентационный. Этот этап предоставляет еще одну возможность партнерского взаимодействия. Дети представляют свой продукт родителям и сверстникам из других групп. Это способствует лучшему усвоению информации, социализации детей и созданию ситуации успеха.
Что входит в наш лэпбук:
- Блокнот "Приметы лета".
- Народный календарь.
- Календарь погоды.
- Игра "4 лишний".
- Ребусы, кроссворды.
- Игра "Собери картинку".
- Творческое задание "Составь рассказ".
- Гармошка с загадками.
- Стихи о лете.
- Рисунки детей.
Весь накопленный материал мы оформили по-разному: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках- гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, на карточках, разворачивающихся страничках.
Созданный нами лэпбук "Лето" — это часть большой темы " Времена года", поэтому мы совместно с детьми и родителями в течении года создали серию "Времена года", в которую вошли 4 лэпбука: "Лето", "Осень", "Зима", "Весна". Их создание помогло детям усвоить данный материал и повысило познавательный интерес.
Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха и показать значимость вклада каждого ребенка в большое общее дело.
Подводя итог, можно сказать, что плюсы работы над созданием лэпбука неоспоримы. Создание лэпбука позволяет всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходя к вопросу организации, подбору информации и способов ее оформления.
Опыт работы в течении года показал нам, что создание лэпбука обеспечивает развитие ребенка в 5 взаимодополняющих образовательных областях, дает возможность для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Литература:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации, от 29. 05. 2015г. №996-p
- ФГОС ДО – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
|