Мастер – класс для воспитателей
Уважаемые коллеги!
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Одной из таких технологий является лэпбук.
В дословном переводе с английского языка лэпбук (lapbook) означает "книга на коленях", или как его еще называют тематическая папка, или коллекция маленьких книжек с кармашки, дверцами и окошечками, подвижными деталями, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, занимательных заданий в любой форме и на любую тему.
Скачать конспект
Лэпбук – сравнительно новое средство образования. По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно – развивающей среде: обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; учитывает возрастные особенности детей, содержательно – насыщенный, вариативный, доступный и безопасный. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Лэпбук активизирует интерес у детей к познавательной деятельности и дает возможность проявить себя каждому ребенку. Он помогает ему по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая то, что у дошкольников наглядно – образное мышление).
Повторять пройденное в игровой форме проще и приятнее. В любое время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук позволяет сохранить собранный материал в одной папке, развивает креативность и творческое мышление, речь ребенка.
Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители могут обеспечить поддержку:
- организационную (экскурсии, походы);
- техническую (фото, видео);
- информационную (сбор информации для лэпбука);
- мотивационную (поддержание интереса,
уверенности в успехе)
По содержанию лэпбуки бывают: учебные, игровые, праздничные, автобиографические.
По вариантам оформления: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка – гармошка, фигурная папка.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- Определение темы и составление плана (воспитанники и педагоги)
- Сбор информации (воспитанники, педагоги, родители)
- Распечатка иллюстраций и лексической информации (педагоги, родители)
- Оформление и сборка лэпбука (воспитанники, педагоги дети и родители)
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Темы бывают частные и общие. Тема должна быть:
- интересна ребенку;
- выполнима (соответствовать возрасту);
- оригинальна.
Лэпбук — это не просто папка с картинками. Это учебное пособие, поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
При создании лэпбука необходимо учесть:
- эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
- долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
- минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
- приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
Лэпбук — это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.
Для примера я хотела бы рассказать об этапах создания моего лэпбука на тему «Времена года». Он включает в себя:
- календарь природы с вращающейся стрелкой;
- кармашки «Зимние развлечения», «Летние развлечения»;
- книжка – малышка «Весенние прогулки»;
- книжка – гармошка «Осенние прогулки»;
- блокнот «Полевые цветы»;
- конверты с картинками перелетных птиц и осенние дары.
Надо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, т.е. нарисовать макет и все разместить на разных элементах. Затем надо в соответствии с макетом сделать шаблон папки а натуральную величину. Можно сделать шаблоны на компьютере или нарисовать чертеж от руки.
Элементы лэпбука: карманы и конверты, книжки – гармошки, книжки – малышки, блокноты и фигурные карманы.
Результаты использования лэпбука:
- Объединение детей, родителей и педагогов – социальная направленность.
- Дети учатся находить информацию самостоятельно – учатся учиться.
- Развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка – развивается речь.
- Ребенок учится самостоятельно собирать и
организовывать информацию – хорошая
подготовка к исследовательской деятельности.
А мне осталось пожелать вам интересных идей и плодотворных занятий вместе с детьми. Спасибо за внимание!
|