Что такое ЛЭПБУК?
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
Значение ЛЭПБУКА:
Для педагога:
- способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования — способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Для ребёнка:
- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме
В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель — логопед, педагог — психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.
Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: — уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
- обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:
- Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками).
- Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
- Ножницы.
- Клей-карандаш для бумаги.
- Степлер.
- Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
- Безграничная фантазия
Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.
Содержание лэпбука по развитию речи «Речевичок»
- «Прочитай по первым буквам». Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.
- «Засели картинку в домик». Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
- «Мой, моя, моё, мои». Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.
- Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)
- Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
- Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
- Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок
- «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.
- Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.
- Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.
- Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.
- Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.
Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
- уверенность в собственных силах;
- любознательность;
- способность к волевым усилиям;
- самостоятельность;
- инициативность.
Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, — это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.
|