Автор: Кексель Е.С.
Лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Цель: использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей школьного возраста.
Задачи:
- Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую, возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения.
- Учить овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
- Учить решать проблемы творческого и поискового характера.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна. Одной из многих положительных сторон лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденную тему.
Краткое содержание;
В лэпбук «Экология» включены 7 развивающих заданий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:
- «Заводы» — изучаем то, как заводы могут загрязнять или очищать природу и значения фильтров для экологии.
- «Тест по экологии» — определяем степень своей экологической сознательности.
- «Экосистема» — знакомимся с экосистемами: с их составом и связями внутри них.
- «Правила поведения на природе» — знакомимся с правилами бережного отношения к природе.
- «Сортировка мусора» — выполняем задание на сортировку (включая изучение того, что из чего изготовлено).
- «Красная книга» — знакомимся с понятием «Красная книга», а также с некоторыми редкими представителями флоры и фауны Красноярского края.
- «Стихотворения» — читаем произведения детских поэтов о бережном отношении к природе.
Возможные задания:
- «Заводы». Ребёнку нужно рассмотреть картинки заводов, сравнить окружающую среду на двух картинках, прийти к выводу, что повлияло на её состояние. При этом для наглядности лучше всего провести опыт с использованием фильтра (обыкновенный спонж) для очистки воды от механических примесей (например, молено насыпать в воду мелко растолченный уголь).
- «Тест по экологии». Кармашек для теста вырезать и наклеить его на отведенное для него место на левой створке лэпбука. В него вложить сложенный пополам лист с самим тестом и картинки к нему. Ребенок отвечает на вопросы теста и/или смотрит на картинки и говорит, можно ли так себя вести на природе или нет (молено подготовить красную и зеленую карточки для ребенка и превратить тестирование в игру).
- «Экосистема». Ребенку нужно на картинке, изображающей животных, растения и насекомых в среде их обитания, показать стрелочками связи меяеду ними и расшифровать их словами. (Для удобства все нужные объекты выделены цветом на черно-белом фоне). Например: солнце дает энергию для роста растений — растения едят насекомые — насекомых едят насекомоядные птицы — этих птиц едят хищные птицы. А останки всех их перерабатывают черви, грибы и микроорганизмы. И таких «цепочек» можно найти на рисунке несколько.
- «Правила поведения на природе». Ребенку предлагается рассмотреть карточки-гексы и по картинкам на них догадаться, какие именно правила они изображают, и что случится, если этим правилам не следовать.
Всего на карточках изображено 7 правил:
- Не брать диких зверей домой.
- Не трогать птичьи гнезда и птенцов.
- Не рвать растения.
- Не топтать растения, грибы и насекомых.
- Не сорить.
- Не рубить и не ломать живые деревья.
- Не разводить костров в необорудованных местах, беречь лес от пожара.
- «Сортировка мусора». Задание на сортировку, и изучение того, что из чего изготовлено. Ребенку предлагается рассортировать «мусор» (карточки с изображением различных предметов) по соответствующим «мусорным бакам». Для этого ему надо определить, из каких материалов сделан тот или иной предмет. Задание можно дополнить собственными карточками. Также здесь имеет смысл рассказать ребенку, зачем сортировать мусор: делается это для того, чтобы специальным «экологическим» мусороперерабатывающим заводам было легче работать. Это задание для наглядности можно проиллюстрировать сортировкой настоящего (заранее подготовленного и чистого) мусора.
- «Красная книга». Ребенку предлагается с Вашей помощью ознакомиться с некоторыми редкими и находящимися на грани исчезновения видами животных и растений Красноярского края. Затем ему нужно будет собрать из предложенных картинок мини Красную книгу Красноярского края. Разнообразить данное задание Вы можете презентацией в виде письма от попавшего в Красную книгу зверька манула (в котором он рассказывает, как попал в Красную книгу) и видео-презентацией «Красная книга», предлагающимися к данному лэпбуку.
- «Стихотворения». Ребенку предлагается прослушать (или прочитать самостоятельно) стихотворения, ответить на вопросы по содержанию, объяснить, что хотел сказать автор. По желанию ребенок можно выучить несколько стихотворений наизусть.
|