ГАУ ДПО ЛО «ИРО» Выполнила воспитатель 1 категории Федосеева Надежда Юрьевна д/с «Почемучка» Липецк 2014 г.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель, работники музея.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей подготовительной к школе группы.
Задачи проекта:
- Изучение особенностей жизни, внешнего вида и среды обитания птиц, животных и насекомых нашего края.
- Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;
- Воспитание гуманного и бережного отношения к природе;
- Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
- Знакомство с новыми видами животных;
- Развитие речи и пополнение словарного запаса.
Актуальность выбора темы заключается в том, что сейчас много говорится об экологическом воспитании детей, много обсуждений по поводу экологических проблем, которые возникают в нашем обществе. Хотелось привлечь внимание родителей к формированию у детей основ экологической культуры. В результате осуществления проекта дети познакомились со многими животными, птицами и насекомыми, научились заботиться о братьях наших меньших и беречь их.
Роль родителей — поход в краеведческий музей, экскурсия на "Галичью гору"
Участие специалистов — психолог, физкультурный руководитель.
Предполагаемый результат:
- Дети знают назначение и имеют общие представления о Красной книге Липецкой области.
- Дети умеют пользоваться знаниями о природе родного края в выполнении заданий педагога, при ответах на вопросы, описании явлений, подборке примеров для наглядности.
- Дети проявляют интерес к обитателям живой природы нашего края.
- У детей заложены основы бережного отношения ко всему живому и осознания того, что каждый несет ответственность за богатство и разнообразие флоры и фауны родного края.
Продукт проектной деятельности: создание «Красной книги», оформление фотоколлажа «Я и природа», изготовление коллективного панно «Редкие животные нашего края».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап: на протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, грамзаписей, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей.
Создаются 3 группы детей, каждая группа берет на разработку свою тему:
1группа — Птицы красной книги Липецкой области;
2 группа — Животные красной книги Липецкой области;
3 группа — Насекомые красной книги Липецкой области.
План проекта
- чтение и беседа по книге К. Чуковского "Доктор Айболит"
- беседа с детьми "Братья наши меньшие"
- рассматривание энциклопедий и книг с изображением животных, птиц и насекомых
- просмотр фильмов и презентаций на заданную тему
- работа с родителями -экскурсия в заповедник "Галичья гора", поход в краеведческий музей
- дидактическая игра "Чей домик? "
- консультация для родителей и педагогов "Экологическое воспитание детей".
- ООД по экологическому воспитанию "Красная книга Липецкой области".
- подвижная игра "Мой домик в лесу"
- выставка рисунков "Братья наши меньшие"
- выступление групп с подготовленной темой (дети совместно с родителями на родительском собрании)
- создание своей презентации "Наша красная книга" и выступление перед родителями.
- создание «Красной книги», оформление фотоколлажа «Я и природа», изготовление коллективного панно «Редкие животные нашего края».
1. Занятие познавательного цикла по ознакомлению с птицами, животными и насекомыми.
Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах, животных, насекомых как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, плавать и живут на земле, знакомство с типичным строением; развивать умение устанавливать причинно — следственные связи различного характера
2. Экологическая беседа: "Братья наши меньшие".
Цель: формировать у детей представление о жизни птиц, животных и насекомых в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес, формировать понимание того, что им нужна наша помощь.
3. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц и животных.
Цель: воспитывать умение различать голоса птиц и животных, приобщать к миру дивных звуков.
4. Дидактические игры: "Чей домик? "
Цель: воспитывать умение определять животных, которые живут в разных условиях, развивать умственные способности, доказательно строить суждения.
5. Экскурсия с родителями в заповедник "Галичья гора" с целью наблюдения за жизнью птиц и животных в заповеднике, объяснять для чего их строят и что они позволяют достичь.
Фотоотчет о поездке.
6. Поход в краеведческий музей с целью ознакомления с историей края и животными и птицами нашей области, воспитывать эстетические чувства, приобщать к прекрасному.
7. Конкурс на лучший рисунок "Братья наши меньшие", участники дети и родители.
Цель: изображать животных и птиц в естественной среде обитания, воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
8. Разрешение проблемных ситуаций на прогулке:
"Что бы вы сделали, если бы увидели.
- выпавшего из гнезда птенца?
- голодную кошку или собачку?
- мальчишку с рогаткой в руке?
- птичку севшую к вам на подоконник? и т. д.
9. Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей".
Цель: формировать у родителей потребность обучать и просвещать своих детей по экологическим вопросам, активизировать ребенка для беседы и помощи братьям нашим меньшим.
10. Выступление детей и родителей на итоговом мероприятии с подготовленной темой.
Цель: обобщение и систематизация знаний полученных из различных источников, формирования интереса к выбранной теме.
11. Создание презентации с целью систематизации наработанной информации и полученных знаний, отчет перед группой о проделанной работе.
Чтение и беседа по книге К. Чуковского "Доктор Айболит"
Цель: развитие речи, формирование интереса к животным, оказание помощи и забота о них.
Рассматривание иллюстраций и ответы на вопросы:
- кто такой доктор Айболит?
- кого он лечит?
- как он разговаривает с животными?
- животные тоже болеют?
- можно их отвезти в больницу, где лечат людей?
- где можно лечить зверей?
- зачем нужно помогать животным и птицам?
- как вы помогаете им?
Задавая вопросы мы создаем проблемную ситуацию, которая заставляет детей решать и делать выводы: животные болеют — кто же их лечит? Зачем? Как?
Приложение 1.
Конспект ООД для детей подготовительной группы «Красная книга Липецкой области»
Цели:
- Познакомить детей с Красной книгой Липецкой области и основными правилами поведения на природе.
- Заложить у детей основы ответственного и доброго отношения к родной природе.
- Сформировать у детей убеждение о бесценности природы и подвести их к выводу о необходимости ее оберегать.
- Заложить основы умения классифицировать животный мир.
Словарь: Красная книга, заповедник.
Оборудование: картинки – животные птицы, насекомые и природные пейзажи Липецкой области; игрушка Смешарика; прищепки; Красная Книга области, карта области.
Ход ООД:
1. Знакомство с понятием «Красная книга».
Воспитатель: На Липецкой земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. (Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.
- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.
Просмотр мультфильма «Смешарики: Красная книга». (Для показа нужен ноутбук.) После просмотра мультфильма воспитатель вносит игрушку Смешарика (любого из героев).
2. Беседа о разнообразии природы нашего края.
– Дети, мультфильм закончился, но Крош не захотел с нами расставаться! Он хочет познакомиться с природой нашего края и рассмотреть Красную книгу Липецкой области.
– Благодатна и красива природа нашего края: бескрайние поля, более 120 рек и речушек, озера, пруды, леса и рощи, живописные холмы по берегам Дона, известняковые скалы и пещеры, которыми славится река Воргол. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)
На фото река Красивая меча и заповедник «Галичья гора» у реки Дон.
– Наша область расположена в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи.
3. Животный мир.
– Животный мир – это шестьдесят с лишним видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных, среди которых есть и окантованные красной полосой, предлагает им назвать тех, кого они узнали.) Благородный олень, лось, косуля, волк, лисица, кабан, горностай, барсук, обыкновенная белка, бобр, речная выдра, заяц-беляк, серый хомячок, большой тушканчик, европейская норка.
– Дети, как вы думаете, почему некоторые иллюстрации с красной окантовкой? (Ответы детей.)
– Да, действительно, эти животные редко встречаются, поэтому занесены в Красную книгу Липецкой области и охраняются законом. Местом обитания многих из них являются заповедники – «Воронежский биосферный заповедник» и заповедник «Галичья гора».
Игра – «Чей хвост?»
Смешарик: Как много животных можно встретить, гуляя в ваших лесах, некоторых из них я даже сфотографировал. (Показывает фотографии, на которых изображены хвосты разных животных: зайца, белки, лисы, волка, бобра, тушканчика.) Ой, я, оказывается, сфотографировал только хвосты животных! Дети, помогите мне узнать, чьи это хвосты!
Дети по очереди определяют «хозяина» хвоста и делают свои предположения, почему на фотографии лишь хвост (Зайчик – пугливый, зайчата в опасный момент замирают, боясь выдать себя движением, поэтому от спрятавшегося в траве зайчика ты сфотографировал только хвостик; белочка – в дупле и т.д.).
4. Закрепление правил поведения в природе. Растения и насекомые Красной книги.
Смешарик: Да, животных, показанных вами пальчиками, я не боюсь, но все же хотел бы прогуляться по лугу. Нарвать цветов, наловить бабочек.
Воспитатель спрашивает у детей: Как вы думаете, хорошо будет, если каждый из нас так сделает? (Ответы детей: поля и луга опустеют, не будет цветов, исчезнут бабочки и т.д.) Как нужно вести себя в природе правильно?
Закрепляются основные правила поведения в природе:
- Во время прогулки в лесу нельзя шуметь и включать громкую музыку.
- Не рвать цветы и не ломать ветви деревьев и кустарников.
- Не сбивать ногами грибы и не разрушать грибницы.
- Не ловить бабочек, шмелей и других насекомых.
- Не разрушать муравейники.
- Не обижать лягушек, жаб и не ловить головастиков.
- Не разорять птичьи гнезда и не стрелять в птиц из рогатки.
- Не ловить диких животных и не уносить их домой.
- Не разводить костры в неположенных местах.
- Не оставлять после себя мусор.
Воспитатель показывает несколько растений и насекомых, занесенных в Красную книгу. Рассказывает о них. Например:
Прострел раскрытый (сон-трава) – многолетнее растение из семейства лютиковых. Высотой 7-15 см. Растет в Европейской части России в сосновых, сосново-берёзовых и сосново-дубовых лесах. Цветет в апреле – мае. В медицине известен как успокаивающее, снотворное средство. Это растение часто упоминается в поэзии как снотворное средство.
Алтей лекарственный – многолетнее растение. Название происходит от греческого Althaca, что означает «исцелять». Народные названия – проскурняк, калачики, дикая роза. Высотой растение 60-150 см., цветы светло- или ярко-розового цвета из пяти лепестков длиной до 10 см. Препараты из этого растения уменьшают воспалительный процесс, помогают при кашле.
Адонис весенний (горицвет) – многолетнее травянистое лекарственное растение до 30-40 см. высотой с ярко-желтыми цветками. Цветет одновременно с появлением листьев в апреле – мае. Растет на сухих степных склонах, лесных опушках. В медицине применяется как средство регулирующее сердечную деятельность. Один из мифов появления этого растения связан с финикийским богом солнца Адонисом. Согласно мифу, бог солнца Адонис каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.
Фиалка душистая – многолетнее зимнезеленое растение высотой до 15 см., цветки одиночные, темно-фиолетовые, лепестков 5. Произрастает в широколиственных лесах, в России встречается в европейской части. Цветет в апреле – начале мая. Семена распространяются исключительно муравьями. В медицине известна как отхаркивающее средство, применяется при ревматизме, мочекаменной болезни. Применяют в ароматерапии. О фиалке есть множество легенд.
4. Птицы. Питомник хищных птиц «Галичья гора»
Воспитатель: В 1990 году для разведения редких и исчезающих видов хищных птиц в вольерных условиях при заповеднике был основан питомник хищных птиц.
Основные цели и направления деятельности питомника:
- разработка методики вольерного разведения некоторых видов хищных птиц (сокола-балобана, сокола-сапсана, сокола-кречета, орла-карлика, королевского орла)
- выпуск молодых птиц в природу с целью восстановления природных популяций.
После рассказа о питомнике воспитатель показывает детям иллюстрации птиц, занесенных в Красную книгу и разводимых в питомнике.
Смешарик: Как интересно, какие красивые птицы! А теперь поиграйте со мной.
Игра с прищепками «Птичка»
Птичка клювом повела, (прищепка в руке, локоть стоит на столе, поворачивается вправо-влево) Птичка зернышки нашла, (наклонить руку с прищепкой к столу, имитируя клевание зерен) Птичка зернышки поела, Птичка песенку запела.
(раскрывать и закрывать прищепку)
5. Итог НОД:
Воспитатель благодарит Смешарика за интересную игру. Подводит итог по содержанию занятия.
Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Приложение 2.
Конспект итогового мероприятия для детей и родителей подготовительной группы «Красная книга нашего края».
Цели:
- Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Закрепить представления о заповедниках, водных ресурсах.
- Обобщить представления детей о Красной книге, охраняемых видах растений и животных Липецкой области.
- Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, чувства гордости, любви и ответственности за нее.
- Активизировать, развивать и поощрять познавательный интерес в познавательно-исследовательской деятельности.
- Создать у детей хорошее, позитивное настроение.
Материалы: заготовка для Красной книги; записка-мотивация от персонажа; маски домашних животных (петух, курица, кошка, собака, утка, корова); картинки с изображением растений (прострел раскрытый, алтей лекарственный, адонис, фиалка душистая), животных (серый хомячок, тушканчик, белка обыкновенная, речная выдра, заяц-беляк, бобер, лиса, барсук, волк, заяц-русак, лось, олень благородный, косуля, енотовидная собака, кабан, барсук), птиц (змееяд, орлан-белохвост, скопа, беркут, рыжая цапля, филин, большая белая цапля, краснозобая казарка, полевой лунь, сокол-балобан, лесной жаворонок); перья куриные и гусиные; емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка; магнитофон.
Ход ООД:
1. Вводная часть.
Воспитатель читает стихотворение и рассказывает о Родине:
Малая родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, А под ней скамья. Ласковая малая Родина моя!
У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Дети называют страну, область, город.) Да, мы с вами живём в Липецке, для нас он родной.
– На Липецкой земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день. Но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Редкие животные охраняются законом и записаны в специальную книгу.
– Как называется книга, в которую внесены редкие представители флоры и фауны? (Ответы детей: Красная.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство природы может исчезнуть.
– Мы с вами на прошлой неделе уже разговаривали о растениях, животных и птицах, которые занесены в Красную книгу Липецкой области, а сегодня мы сделаем Красную книгу для ребят детского сада из страниц, которые приготовили заранее.
Воспитатель берет папку-скоросшиватель с обложкой, оформленной в виде Красной книги, открывает её и выясняет, что папка пуста – вместо страниц записка. Показывает и читает вместе с детьми: «Ха-ха-ха!!! Придумали они природу беречь! «Рви, ломай, бросай!» – вот мой девиз. Не найдете теперь вы свои странички, я их из вредности по всей области раскидал! Вреднюг Природовредов.»
– Дети, вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да!
Воспитатель: Путешествовать мы будем на улыбкомобилях. Работают они от улыбок и хорошего настроения, поэтому экологически безопасны для природы.
Быстро встали дети в круг. Слева – друг, и справа – друг! Влево, вправо посмотрите, Улыбнитесь, подмигните
И моторчик заведите!
Звучит фонограмма песенки «Моя бибика», на припев дети выполняют ритмичные движения в соответствии с текстом.
Би-би, би-бибибика, поехали кататься! Би-би, би-бибибика, за нами не угнаться! Покрашу я бибику в любимый красный цвет. Би-би, би-бибибика, машины лучше нет!
2. Остановка «Деревенская»
– Итак, первый пункт назначения – остановка «Деревенская».
Заблудились в тумане деревья, Поднимается солнце в зенит, На высоком пригорке деревня Посредине России стоит.
Педагог одевает детям маски домашних животных.
– Кто же живет на деревенском дворе?
Дети по очереди читают и обыгрывают по две строчки из стихотворения А. Барто.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-муррр! Пугаю кур. Ам-ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му-у! Молока – кому?
– Дети вы узнали этих животных? Можно назвать их редкими? А как мы можем их назвать? (Домашние животные.) Да и наших страниц из книги здесь нет. Значит, мы продолжаем свой путь. За околицей деревни простираются луга, поищем страницы там.
Звучит фонограмма, дети исполняют припев песенки «Моя бибика», имитируют поездку на автомобиле.
3. Остановка «Луговая»
Воспитатель читает стихотворение:
Полевые, луговые, очень милые цветы. Приглашаем, приходите, не жалейте красоты! Педагог надевает шапочку одуванчика на ребенка и обращается к нему: Мальчик-одуванчик,
Золотой берет!
Ты как будто солнышка
Маленький портрет.
– Дорогой одуванчик, тебя можно встретить почти в каждом уголке нашего края. Не видел ли ты где-нибудь наши странички из Красной книги?
Одуванчик: Да, вот они. (Отдает воспитателю. Воспитатель вместе с детьми рассматривает растения, называют их. По возможности дети рассказывают о растении сами.)
Прострел раскрытый (сон-трава) – многолетнее растение из семейства лютиковых. Высотой 7-15 см., растет в Европейской части России в сосновых, сосново-берёзовых и сосново-дубовых лесах. Цветет в апреле – мае. В медицине известен как успокаивающее, снотворное средство. Это растение часто упоминается в поэзии как снотворное средство.
Алтей лекарственный – многолетнее растение. Название происходит от греческого Althaca, что означает «исцелять». Народные названия – проскурняк, калачики, дикая роза. Высотой растение 60-150см., цветы светло- или ярко-розового цвета из пяти лепестков длиной до 10 см. Препараты из этого растения уменьшают воспалительный процесс, помогают при кашле.
Адонис весенний (горицвет) – многолетнее травянистое лекарственное растение до 30-40 см. высотой с ярко-желтыми цветками. Цветет одновременно с появлением листьев в апреле – мае. Растет на сухих степных склонах, лесных опушках. В медицине применяется как средство регулирующее сердечную деятельность. Один из мифов появления этого растения связан с финикийским богом солнца Адонисом. Согласно мифу, бог солнца Адонис каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.
Фиалка душистая – многолетнее зимнезеленое растение высотой до 15 см., цветки одиночные, темно-фиолетовые, лепестков 5. Произрастает в широколиственных лесах, в России встречается в европейской части. Цветет в апреле – начале мая. Семена распространяются исключительно муравьями. В медицине известна как отхаркивающее, применяется при ревматизме, мочекаменной болезни. Применяют в ароматерапии. О фиалке есть множество легенд.
А Одуванчик в это время грустный сидит на стульчике.
Воспитатель: Одуванчик, почему ты грустишь? Мы можем тебе помочь?
Одуванчик: Скоро зима, а мои семена все не могут разлететься.
Воспитатель: Дети, что нужно семенам одуванчика для путешествия? (Ответы детей: «парашютики».)
Дети с помощью прищепок закрепляют на желтую шапочку Одуванчика лоскутки белого тюля-сетки, собранные «розочкой» – меняют «золотой берет» на «пуховую шапочку».
Оценивается результат, одуванчик благодарит детей.
Звучит музыка, дети исполняют припев песенки «Моя бибика», имитируют поездку на автомобиле.
4. Остановка «Лесная»
Воспитатель: Поскольку область расположена в лесостепной зоне, животный мир её представлен лесными и степными видами.
– Мы с вами уже разговаривали о заповедниках. Для чего они создаются? (Заповедники создаются, чтобы сохранить среду обитания редких животных. Уберечь их от опасных контактов с человеком, увеличить численность редких видов.)
– Как называются заповедники Липецкой области? (Воронежский государственный биосферный заповедник, заповедник «Галичья гора».)
– Как, не нарушая образа жизни животных, ученые наблюдают за ними? (Изучают следы, устанавливают фотоловушки, которые фотографируют проходящих мимо животных.)
Воспитатель: У меня есть фотографии, сделанные этими незаметными фотокамерами в заповеднике.
Педагог показывает детям картинки животных и выясняет, какие из них являются редкими. (Можно предложить детям рассказать, что они знают о них.) Изображения животных из Красной книги дети берут с собой. Животные могут быть разными: серый хомячок, большой тушканчик, обыкновенная белка, речная выдра, заяц-беляк, бобер (на выбор педагога). Картинки с изображением лисицы, волка, зайца-русака, лося, оленя благородного, косули, енотовидной собаки, кабана и барсука не берут.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять – (сжимаем и разжимаем кулачки) Будем мы в зверей играть! Ежик, (ладони с переплетёнными и расставленными пальцами) Зайка, (кулачки с выпрямленными указательным и средним пальцами)
Серый волк. (ладонь горизонтально, большой палец поднят вверх) Серый волк – зубами щелк! (разводят пары пальцев) Лось с ветвистыми рогами, (ладони с расставленными пальцами) С очень стройными ногами
( «шагают» опущенными вниз указательными и средними пальцами обеих рук)
И медведь зубастый бурый, (двумя ладонями показывают зубастую пасть) С теплой и лохматой шкурой. (резко разжимают сжатые кулачки) Раз, два, три – по порядку назови: (на каждое животное – соответствующее положение пальцев) Ежик, зайка, волк,
Лось, медведь. Любит он в кустах реветь.
Воспитатель предлагает отправиться дальше.
– Займите свои места в улыбкомобилях, следующая остановка «Заповедник «Галичья гора».
Звучит музыка «Моя бибика», дети держат воображаемый руль, выполняют ритмические движения, стоя в круге.
5. Остановка «Галичья гора»
– Чем знаменит заповедник «Галичья гора»? (Заповедник имеет разнообразную флору и фауну. Там есть 1000 видов сосудистых растений, 1105 видов грибов, 5074 вида беспозвоночных и 296 видов позвоночных животных. На своей территории он сохраняет 24 вида насекомых, 7 видов позвоночных животных, 5 видов растений и 2 вида грибов, занесенных в Красную книгу России. В 1990 году для разведения редких и исчезающих видов хищных птиц в вольерных условиях при заповеднике был основан питомник хищных птиц. В заповеднике разводят: сокола-балобана, сокола-сапсана, сокола-кречета, орла-карлика, королевского орла, степного орла. Цель разведения: выпустить молодых птиц в природу для восстановления природных популяций.)
– Кого мы можем встретить здесь? (Воспитатель показывает иллюстрации птиц, занесенных в Красную книгу: змееяд, орлан-белохвост, скопа, беркут, рыжая цапля, филин, большая белая цапля, краснозобая казарка, полевой лунь, сокол-балобан, лесной жаворонок. Предлагает детям узнать их.)
– Наблюдают за птицами ученые – орнитологи. Я предлагаю вам на время стать учеными, помочь орнитологам и выяснить, почему водоплавающие птицы не намокают и могут проводить в воде длительное время.
Приложение 3.
Экскурсия на «Галичью гору»
Сначала нашу шумную компанию познакомили со всевозможными птицами, которые обитают на территории Липецкой области. Пернатые (хищные и не очень) обитают на открытом воздухе. Самым везучим даже не приходится в клетке сидеть. Их привязывают за лапку к какому-нибудь пеньку или дереву и оставляют жить в миниатюрном лесочке, где обитает ещё пара-тройка таких же счастливчиков.
Есть птички, которые живут в вольерах. Выглядят прилично, людей не боятся – сразу видно, что за ними тут ухаживают. Экскурсовод про питомцев заповедника рассказывала много и с большой любовью. Особенно запомнилось, как она предупреждала юных экскурсантов, чтобы те не забирали с собой птенцов совы, если вдруг обнаружат их в лесу. Дело в том, что совята иногда выпадают из своих домов, однако это не означает, что родители от них отказываются. Смешные лупоглазые птички просто сидят под деревом или рядом с какой-нибудь тропинкой, а папа с мамой периодически их кормят. А если малыша заберут сердобольные человечишки, то в птичьем семействе происходит настоящая трагедия!
Нам удалось вдоволь налюбоваться на самых разных птенцов. Особенно они забавные, когда ещё не умеют летать и просто сидят на попе. Прям как маленькие испуганные дети! А ещё они очень много едят, быстро растут и громко пищат. Помимо птиц на заповедной территории показывают растения. Правда, эта часть экскурсии не очень впечатляет – гуляешь вдоль странных, будто неухоженных клумб с полевыми цветочками и травами, а тебе сообщают, что «это шалфей, а это камнеломка…» Я не ботаник по образованию и в душе тоже не питаю страсть к изучению растительного мира, поэтому я просто смотрела и иногда нюхала цветы. Хотя многие растения, о которых нам рассказывали, уникальны тем, что расти им здесь не положено! Их место где-нибудь на Алтае или в Альпах, но не в тёплой южной области!
Сделав за 15-20 минут круг по самому маленькому заповеднику, мы вернулись к начальной точке маршрута. Теперь нашу группу завели в музей природы. Тут любопытным есть на что посмотреть и что почитать! Времени можно провести много, но в толпе юных шалопаев сконцентрироваться сложно. Впрочем, следует отдать молодежи должное, они не только шумели, но и внимательно слушали рассказчицу. Вот, например, сообщила она про то, что жук-олень…
В общем, этот жук-олень – страшная редкость, которую в последние 10-15 лет почти не встречали в Липецкой области. Мальчик по имени Ваня к нему внимательно пригляделся и даме-экскурсоводу растерянно сообщил, что ему этот жучок встречался! К чести сотрудницы заповедника, она тут же взяла это на заметку: спросила, где именно мальчик видел жука, и сказала, что передаст информацию в специальный отдел. Так что энтомологи-биологи после этой экскурсии, возможно, отправились в село Елец-Маланино. Тётя-экскурсовод подробно рассказывала про географические и биологические трансформации, которые происходили на территории нынешней Липецкой области. Было очень интересно, но информация из моей головы улетучивается так же быстро, как туда проникает. После визита в музей, мне захотелось срочно приобрести учебник по географии для средней школы и такой же по биологии, чтобы восполнить пробелы школьных знаний. Всё-таки любую науку лучше всего изучать на практике…
|