Исследовательский проект по экологии "Красная книга Волосовского района"
Мы речь свою поведём о том, Что вся Земля – наш общий дом- Наш добрый дом, просторный дом- Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том ведём мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля.
Актуальность:
Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Скачать конспект
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.
Красная книга — Красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига. Все живое хранить зовет. Пусть зовет не напрасно Красная книга. Красная книга!
Постановление:
1. Установить, что:
1. 1. Красная книга природы Ленинградской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) животных, растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ленинградской области, а также о состоянии существующих, проектируемых и предлагаемых к проектированию особо охраняемых природных территорий и необходимых мерах по их охране и восстановлению.
1. 2. Объекты животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории, занесенные в Красную книгу природы Ленинградской области, подлежат особой охране.
Красная книга состоит из трёх томов — «Особо охраняемые природные территории», «Растения и грибы», «Животные».
Первый том содержит описания участков местности, сохранивших естественные природные комплексы, а также указания на нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны данных территорий. В него включены 56 существующих, 22 проектируемых и 35 предлагаемых к организации ООПТ.
Второй том посвящён описанию охраняемых видов растений и грибов, в их числе 201 вид сосудистых растений, 56 видов мохообразных, 71 вид водорослей, 49 видов лишайников и 151 вид грибов.
Третий том включает в себя описания видов животных, подлежащих охране на территории региона. Всего в красную книгу входят 16 видов кольчатых червей, 25 видов моллюсков, 421 вид членистоногих, 13 видов рыб, 6 видов земноводных и пресмыкающихся, 85 видов птиц и 18 видов млекопитающих.
Подпрограмма:
Целями подпрограммы на период до 2016 года является обеспечение права жителей Волосовского района на благоприятную окружающую среду за счет:
- стабилизации экологической обстановки и ее постепенного улучшения
- повышение уровня экологического просвещения и образования населения Волосовского района
- организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории района в соответствии с действующим законодательством
Задачами подпрограммы являются:
- обеспечение экологической безопасности на территории Волосовского района, в том числе:
- снижение объемов негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- организация экологического просвещения, информирование населения о состоянии окружающей среды, формирование экологической культуры
- создание комплексной системы управления твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами.
Цели и задачи:
Цель: формирование экологической культуры — совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи:
- формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе. О тех растениях и животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории нашего района
- развитие навыков наблюдательности, навыков самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных
- воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители и педагоги.
Проект включает три этапа:
- подготовительный;
- исследовательский;
- заключительный (обобщающий).
Продукт проекта:
Создание Красной книги Волосовского района руками детей.
Правила поведения на природе:
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не повреждай ягодные кустики и не вырывай их с корнем.
- Не рви цветы в природе: для букетов цветы выращивают специально.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные.
- Не обрывай в лесу паутину и не уничтожай пауков.
- Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близко.
- Не трогай птенцов, ни в гнезде, ни на земле.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не убивай, «неприятных на вид» лягушек, жаб, змей.
- Не жги костры.
- Не разоряй гнезда шмелей, ос и пчел.
- Не разоряй муравейники.
- Не шуми в лесу.
- Не оставляй мусор в лесу, в парке, на лугу, у реки.
Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Календарь:
- 2 февраля – день водно-болотных угодий.
- 19 февраля – день защиты морских млекопитающих.
- 22 марта – день охраны водных ресурсов (день воды).
- 1 апреля – день птиц.
- 7 апреля – день здоровья.
- 1 июня – день защиты детей.
- 5 июня – день охраны окружающей среды.
- 16 июня – день борьбы с опустыниванием и засухой.
- 6 августа – день действий за запрещение ядерного оружия.
- 15 сентября – день мира.
- 16 сентября – день борьбы за защиту озонового слоя.
- 26 сентября – день моря.
- 4 октября – день защиты животных.
- 14 октября – день по уменьшению опасности стихийных бедствий.
- 29 декабря – день биологического разнообразия.
Предлагаемые формы работы с детьми в рамках проекта:
Викторины;
Мини-проект «Красная книга: хорошо или плохо»;
Мини-проект «Красная книга в рисунках»;
Мини-проект «животные Красной книги»;
с/р игра зоопарк»;
Беседа «Земля-наш общий дом»;
Игра-пантомима «Что я за зверь»;
Дидактическая игра «подбери клюв»;
Игра «Мы художники»;
рисование «Пищевая цепочка»;
Игра «угадай кто или что нарисовано»;
Сравни картинки, найди отличия;
Чтение художественной литературы;
Конкурс детского рисунка «Красная книга глазами детей»;
«Будь природе другом» экологическая азбука;
Проект для старшего дошкольного возраста «Живи, Земля!»;
Передвижная выставка детского рисунка «Сохрани планету Земля!»
Развлечение «Встреча жаворонков»;
«Жалобные» письма растений и животных;
Экологические тренинги для детей,
Картотека физминуток, пальчиковых игр на экологическую тему,
Подбор видеотеки,
Наблюдения в природе,
Экологические тропы,
Целевые прогулки и экскурсии,
Создание экологической воздушно-пространственной среды.
Список литературы по экологии для чтения детям:
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для детей «Чудо – всюду. Мир животных и растений»,
Аракчеев Ю. «Солнечный цветок»,
Бианки В. «Лес зимой», «Волшебная березка»,
«Засони», «Весенняя хитрость»,
«Голубые лягушки»,
«Купание медвежат»,
«Как лиса барсука из дома выжила»,
«Пора спать»,
«Сам себе кладовая»,
«Снежная книга»
Павлова Н. «Где зимуют почки»,
«Ждут помощников»,
Зотов В. «Лесная мозайка» разделы: «И листочки, и колючки», «Что в лесу растет», «Сладкие и кислые, есть и ядовитые», «Царство грибов», «О страшных, храбрых и не очень», «Кто ползает, кто прыгает», «О пернатых», «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»,
Сладков Н. «В полет», «Ивовый пир», «Бабочки под землей», «Лесные сказки».
Плешаков А.А. «Зеленые страницы»
Трофимов Б. «Осенний ковер»
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурников Р. «Почемучка» разделы: «Про зеленые леса и лесные чудеса», «Кто живет на дереве, кто под деревом», «Почему птицы осенью улетают», «Где живут зимой птицы – в Африке?», «А животные умеют разговаривать?», «Почему кузнечик зеленый», «Какой зверь самый хищный на свете?», «Дом, где мы живем»
Дмитриев Ю. «Кукушки», «Снегирь», «Медведь», «Куница».
Снегирев Г. «Волк»
Пришвин М. «Дятел», «Золотой луг»
Белова Л. «В поле, в лесу, на лугу»,
Барков А. «Голоса весеннего леса»
Могутин Ю. «У реки Ершовой»
Мусатов А. «Как хлеб на стол пришел»
Носов Е. «На лугу сенокос»
Онегов А. «На берегу озера»
Скребицкий Г., Чаплина В. «На лесной полянке»
Танайсичук В. «Экология в картинках»
Урочище Донцо
Всего в 70 километрах от Петербурга, в Волосовском районе, на стыке с Гатчинским, находится уникальный памятник природы — Урочище Донцо, занимающее площадь в 950 гектаров. На территории урочища — необычайной красоты озеро с водами цвета лазури, именуемое также Донцо. Оно образовалось на месте Кюрлевского карьера, где добывалась гажа — отложение углекислого кальция, использовавшегося для изготовления цемента и выжига извести. Здесь находятся истоки реки Оредеж — выход редких артезианских вод. Урочище Донцо в 1976 году было объявлено особо охраняемой природной территорией. В паспорте памятника природы записано, что главная цель его создания — это охрана выхода на земную поверхность подземных вод, дающих начало Оредежу, сохранение мест обитания речной форели и сохранение альваров, лугов с редкими видами степных растений на маломощной известковой почве, которые больше нигде в Ленинградской области не встречаются. Растительность представлена 4 видами растений, занесенными в Красную книгу Российской Федерации и 38 видами, охраняемых в Ленинградской области. Среди растений: орхидея Венерин башмачок, безвременник осенний, шалфей мутовчатый и др. Охраняются также редкие виды птиц луговой фауны, такие как перепел, коростель, серая куропатка, болотная сова.
|