МБДОУ № 44 г. Уссурийск Выполнил воспитатель: Архипова Светлана Юрьевна 2016
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: творческий.
Длительность проекта: среднесрочный (шесть месяцев).
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель.
Место проведения: групповая комната.
Форма проведения: игра.
Девиз проекта:
«Нам нравится лепить и рисовать. Интересно конструировать и пальцами играть! Ведь это для нас важно! Ведь это нам нужно!
И нам при этом весело, И развиваемся мы дружно!
Актуальность
Скачать проект
На сегодняшний день известно, что мелкая моторика дошкольников – это совокупность скоординированных действий систем: мышечной (мелких и точных движений кисти, пальцев рук, ног) нервной, костной и зрительной. Способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас по большому счёту в ручную не стирают, не замешивают тесто, не режут овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, сортировке овощей, фруктов. Дошкольники носят универсальную одежду: футболки, толстовки, куртки, где не надо застёгивать пуговицы. Босоножки, ботинки, сапоги, где исключено шнурование. Шапки – без завязок. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. А ведь ручная умелость и мелкая моторика даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности.
Известно, что в коре головного мозга близко расположены речевой и двигательный центры, отвечающие за речь и движение пальцев. Стимулируя мелкую моторику, активизируем центр, отвечающий за развитие речи. Поэтому уровень развития речи находится в непосредственной зависимости от развития тонких мышц кисти и пальцев. Если развитие мелкой моторики не растёт, то соответственно задерживается развитие речи.
На это обращали внимание ученые Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е.И. Есенина, Л.В. Антакова-Фомина). Актуальность заключается в том, что уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующие воздействие на развитие функций руки является художественное творчество. С помощью продуктивных видов деятельности развивается двигательная активность кисти руки. Когда она достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.
Проблема:
наличие низкого уровня развитие мелкой моторики. Недостаточно развиты сенсомоторная координация, пространственное ориентирование, двигательная активность, тактильно — зрительное восприятие. Маловыраженный познавательный интерес в художественном творчестве. Не в полной мере сформированы практические умения и навыки в продуктивной деятельности.
Цель:
сформировать высокий уровень развития мелкой моторики рук, зрительное внимание, пространственную ориентацию с помощью художественной деятельности: лепки, рисования, аппликации, создав благоприятные условия.
Задачи:
Образовательные:
формировать способность производить координированные, точные, движения кистью и пальцами руки, сочетая со зрительным восприятием. Расширять сенсорные основы познания, используя органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения. Создать условия для формирования практических умений и навыков в продуктивной деятельности. И воплощения задуманного в художественный образ с помощью традиционных и инновационных техник в художественном творчестве. Укрепление психо – физического здоровья.
Развивающие:
развивать мелкие мышцы рук, гибкость, ловкость движения пальцев, рецепторы тактильной чувствительности. Связную речь, память, наглядно — действенное мышление, внимание, воображение, эстетическое восприятие, познавательный интерес, творческую активность, творческие способности, фантазию.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, старательность, желание выполнять работу до конца, аккуратность, коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения.
Средства решения задач:
- Использование научно — методической литературы.
- Изучение передового опыта.
- Диагностика детей.
- Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
- Подгрупповая и индивидуальная непосредственно
- образовательная деятельность.
- Работа с родителями.
Объект исследования – развитие мелкой моторики у дошкольников.
Предмет исследования – художественное творчество, как средство развития мелкой моторики у дошкольников.
Гипотеза исследования:
формирование зрительно – двигательной координации, ловкости кисти и пальцев руки будут эффективными с помощью средств художественной деятельности, дидактических, пальчиковых игр, физкультминуток, упражнений, подвижных игр, самомассажа, стихотворений, потешек, игр-сказок, пальчикового театра.
Методы и приёмы
Словесные методы:
- Анализ выполнения работ.
- Объяснение способов действия. Предъявление наглядных пособий.
- Использование художественного слова.
Практические методы:
- Обучение способам и приёмам инновационных техник в художественном творчестве.
Игровые методы:
- Сюрпизный момент, игровые ситуации.
- Пальчиковые игры, физкультминутки, динамические упражнения, самомассаж.
Практическая значимость:
состоит в комплексно — деятельном подходе, направленным на взаимосвязь между развитием координации гибкости движений руки и точности глаза с изобразительной деятельностью, и игровыми навыками и приёмами. В формировании активного познавательного интереса к продуктивным видам деятельности, в использовании способов и методов художественного изображения. В создании условий для развития творческого потенциала, самостоятельности, коммуникативности в процессе сотрудничества.
Проведение работы по развитию мелкой моторики интегрируется во все виды непосредственно образовательной деятельности.
|