Регина Болдырева. История формирования этноса Ставропольских туркмен на территории Туркменского района

История формирования этноса Ставропольских туркмен на территории Туркменского районаЭтническая картина Ставрополья будет неполной без одной, в определенной степени уникальной национальной группы – ставропольских туркмен (прежде их называли трухмены). Исторической родиной туркмен являются степи юго-восточного Прикаспия и реки Амударьи.
Туркмены – древний азиатский народ. С глубокой древности туркмены кочевали в восточном Прикаспии, включая Мангышлак. В 1653 году большая группа туркмен, состоящая из 1665 семейств, теснимая хивинскими ханами, покинула Мангышлак и двинулась вдоль берега Каспийского моря на север. Форсировав реку Эмбу, Урал и Волгу, они вошли в пределы северо-западного Прикаспия, где кочевали калмыки. Первоначально туркмены кочевали с ними. Основная часть ставропольских туркмен – это потомки переселенцев XVII века, но и позже отдельные группы туркмен продолжали прибывать на Северный Кавказ, вплоть до 1813 года. Еще в конце XIX века ставропольские туркмены делились на 3 рода: Эгдыровский, Чавдуровский и Сайнаджиевский. Но родовое деление стало терять свое прежнее значение. Тем не менее губернские власти уважали эту традицию.

Скачать презентацию

Заселение края выходцами из других регионов империи, которые привыкли к оседлому образу жизни, требовало упорядочения управления кочевниками. С этой целью в 1825 году было организовано Туркменское (Трухменское) приставство. В 1854 году в урочище Красные Копани было заложено селение Летняя Ставка, которое стало резиденцией «пристава туркменского народа». Второй резиденцией стала Зимняя Ставка за рекой Кумой (ныне территория Нефтекумского района). В 1920 году был организован Туркменский район, Летняя Ставка была центром культурной и всей духовной жизни ставропольских туркмен.
По этническому составу Туркменский район многонационален, на его территории проживают русские, туркмены, калмыки, украинцы, татары, ногайцы, народы Дагестана.
Традиционным жилищем у ставропольских туркмен, как и у многих кочевых народов, служила переносная и разборная легкая для транспортировки юрта монгольского типа. С переходом к оседлому способу ведения хозяйства появляются постоянные жилища-землянки, саманные дома и строения из сырцового кирпича (Лысенко, 2000).
Основным занятием туркмен было скотоводство, но занимались они и земледелием – сеяли озимую пшеницу, овес, просо, лен. Но эти отрасли велись примитивным образом. Главное домашнее производство  у ставропольских туркмен традиционно заключалось в ковроткачестве, изготовлении войлоков, вывязывание и пошивка одежды, были среди них и сапожники, седельщики, серебряники, кузнецы, мастера по дереву и изготовлению музыкальных инструментов.
ОДЕЖДА ТУРКМЕН.
Национальные одежды туркмен богаты и разнообразны по характеру художественного оформления, качеству и техники изготовления. Костюм состоит из нескольких элементов: платье, камзель, диздан, чемдер, дастар.
Платье (койлек) – представляет собой свободную туникообразную рубаху, спину и грудь  шьют из одного полотнища.
Камзель шили из канауса, сукна, парчи, бархата на ситцевой основе. Шили камзели в талию. Праздничные камзели украшали золотом и серебряным шитьем.
Голову девушки, женщины повязывали платками и сверху платков накидывали покрывало дастар, обшитый и украшенный золотыми монетами.
Мужской костюм состоит из рубашки с длинными рукавами, отложенным воротом, штанов. Поверх рубашки носят бешмет из шелка на ватной подкладке. На бешмет  иногда надевали широкий халат (дон), у богатых парчовых и бархатистый, у бедняков  из черного сукна. На голове туркмены носили тюбетейки, сверху которых надевали шапки – кубанки из черного, серого и коричневого каракуля с атласной или бархатистой тульей. Зимней дорожной одеждой у мужчин служит шуба – нимек из дубленной овчины. У богатых из волчьей или лисьей шкуры.

Просмотров: 598
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Нафикова Регина Разифовна. Оформления групп к Новому году
  • Капсаргина Наталья Юрьевна. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) «Как звери украшали ёлку к Новому году»
  • Дорохина Юлия Александровна. Оформление окон к Новому году «Зимняя Сказка»
  • Шибут Ирина Викторовна. Оформление группы к Новому году. Тема: «Новый год к нам мчится»
  • Самойлова Юлия Александровна. Открытка к Новому году «Умка», ясельная группа.
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Федотова Любовь Николаевна. Коллективная работа детей раннего возраста (2-2, 5 года) к Новому году «Новогодняя елочка»
  • Кадиева Фарида Устархановна. Совместная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Украшение группы к Новому году»
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Главный Редактор. Сценарий к новому году
  • Харив Наталья Владимировна. Проект непосредственно образовательной деятельности «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
  • Редактор. Крушение НЛО 1947 году в Росвелле
  • Матвеева Ирина. Итоговое тематическое занятие, посвящённое празднованию 75-летия Победы. «Как это было».
  • Темирова Замира Файзиевна. Плакат посвященный Году памяти и славы
  • Редактор. Прикольные кубики - Летняя коллекция или Как Я смогу помешать вторжению?
  • Петровская Людмила Леонидовна. По страницам любимых произведений посвященных году литературы
  • Непомнищая Ксения Григорьевна. Методическая разработка. Фотозарисовка «Окно к Новому году»
  • Ёрова Санобар Асломбековна. Подготовка к новому учебному году в старшей группе «Сказка»
  • Коновалова Вера Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи «Описание предметов зимней одежды» (вторая младшая группа)
  • Шмелева Лариса Викторовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: «Году литературы в России посвящается» или «Путешествие в прошлое книги».
  • Цыба Александра Александровна. Осеннее развлечение старшей группы «ДЕЛО БЫЛО В ОГОРОДЕ»
  • Воронина Валентина Александровна. План-конспект НОД Развитие речи средняя группа Тема: «Кабы не было зимы…»
  • Лилия Гатиятова. Консультация для родителей. Летняя детская одежда.
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. Мастер – класс для воспитателей ДОУ «История войны в живописи» или Ожившая картина
  • Минаева Светлана Викторовна. Презентацию о моем родном городе — поселке Чкаловский Щелковского района Московской области «Мой любимый город»
  • Кондратенко Екатерина Владимировна. ЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЖИНА
  • Миронова Елена Габталхаковна. «Зайкина березка или История о том, как зайчик узнал о временах года»
  • Главный Редактор. Кабы не было зимы. м/ф Зима в Простоквашино
  • Татьяна Петрова. Исследовательский проект «Как шили Варе сарафан»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь