Ежегодный конкурс оформления групп к Новому году заставил нас задуматься о раскрытии тематики в новом ключе. «Кружевной город» — эта тема предполагает сама по себе не только оформление, но и необычный проект, раскрыть который, задача воспитателя.
Вековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства.
Нашим детям предлагалось ознакомиться с историей Вологодского и Елецкого кружева. Для этого мы подготовили небольшие методички для ознакомления с историей кружевоплетения в этих городах.
В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.
В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России.
Скачать конспект
При оформлении группы не обошлось и без помощи родителей. В центре группы нами была установлена Кружевная Елка, изготовленная вручную мамочкой-мастерицей. Необычные салфетки связала для оформления бабушка одного из воспитанников. Кроме этого, силами родителей-мастериц, была организована выставка кружевных костюмов.
Совместно с детьми мы сочинили сказку «Город кружева», которая была красочно оформлена в отдельную книгу, которую мы перечитывали по несколько раз.
Дети выполнили кружевную аппликацию «Зимние деревья», «Морозные узоры».
Центральное место в оформлении занимала кружевница с коклюшками, которая целый день была занята кропотливой работой — плела кружева. Благодаря этому, дети могли легко представить как строилась работа по плетению кружев.
Возвращение к родным истокам (культуре, традициям, истории) стало одним из приоритетных направлений нашей работы в украшении нашей группы. Подводя итог нашей работы, я хочу вдохновить Вас на сохранение культурного наследия наших мастеров и привитии нашим детям уважительного отношения к творениям народных мастеров умение ценить родную культуру, сохранять лучшие традиции родного народа.
|