(образовательная область «Познавательное развитие»).
Автор:
Цветкова Людмила Александровна Воспитатель МБДОУ «Улыбка»
Возрастная категория: старшая группа детского сада `
Цель: Научить детей конструировать простой механизм «зубчатая передача движения» и использовать его в конструкции.
Задачи:
Скачать конспект
Образовательные:
- Сформировать элементарные представления о механизме движений зубчатых передач.
- Познакомить с понятиями «ведущее» и «ведомое» колесо.
- Сконструировать модель волчка опираясь на схемы сборки.
- Создать пусковой механизм для вращения волчка.
Развивающие:
- Формировать умение анализировать, рассуждать, о назначении шестеренки, зубчатой передачи.
- Способствовать развитию инженерного мышления средствами конструктора «первые механизмы».
Воспитательные:
1. Формировать умение детей договариваться в процессе работы в парах;
Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, таймер или часы.
Раздаточный материал: Lego 9656 (1 набор) на 2-х детей, инструкция сборки «волчка», «пусковой механизм», рабочий бланк.
Предварительная работа:
Чтение загадок про колесо, рассказ о транспорте, презентация на тему «Где живет колесо», «Первые механизмы в жизни человека».
Количество детей в группе: 6 детей
Продолжительность занятий 25 мин.
Словарная работа: шестерёнка, скорость, вращение, пусковой механизм, зубчатая передача движений, ведущее, ведомое.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, игровой, исследовательский
Ход занятий.
Организационный момент
Дети входят в помещение, приветствуют гостей и присаживаются на ковер.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем изучать работу первых механизмов. Скажите, что такое механизмы?
Дети: Механизмы — это устройства, которые облегчают работу человека и выполняют то, что нам самим сделать трудно или даже невозможно.
Воспитатель: Правильно. Где встречается в жизни человека механизмы?
Дети: Механизмы встречаются в пылесосе, телевизоре, в автомобилях, в бытовых приборах, в часах.
Воспитатель: Механизмы могут быть простыми и сложными. Какие первые механизмы вы знаете?
Дети: Рычаги, блоки, колесо.
Воспитатель: Правильно. Простые механизмы могут быть использованы как часть более сложных устройств. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: часы.
Воспитатель: Какие часы вы знаете?
Дети: настенные, будильник, наручные часы.
Воспитатель: Существуют много видов разных часов, например солнечные часы, водяные, песочные, электронные которые работают от сети или батарейки у эл. часов нет механизма.
Часы, которые я вам принесла, называются механические. В нутрии них тоже есть механизм. А для чего механическим часам нужен механизм?
Дети: Для того, чтобы они работали, в них крутились часовые стрелки.
Воспитатель: Давайте заглянем внутрь часов. Что вы видите?
(показ)
Дети: Молоточки, колеса, шестеренки.
Воспитатель: Верно, посмотрите на экран. Перед вами Кремлевские часы. У них хорошо видны детали часового механизма. (дети рассматривают принцип работы часового механизма). Вы обратили внимание, какие детали приводят часовой механизм в движение?
Дети: Колеса.
Воспитатель: Не совсем верно. Самые важные детали часового механизма похожие на колеса, они не простые.
Перед вами два колеса. Чем они отличаются друг от друга? (у одного есть зубчики, у другого нет). Верно. Колесо, у которого есть зубчики называется «зубчатое колесо». В народе его называют шестерёнка, которая находиться не только в часовом механизме, но и во многих других механизмах.
У шестеренки есть своя история. (шестеренки разных видов)
Воспитатель: Жила-была шестеренка. Любила эта шестеренка быстро вращаться. Это было здорово, весело. Однажды шестеренкой заинтересовался инженер-исследователь. Посмотрел он на шестеренку и решил использовать ее в различных механизмах, чтобы приносила она пользу людям.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках две шестеренки. Чем они похожи? (у них есть зубчики) А чем они отличаются? (они разного цвета, размера, у них разное количество зубчиков).
Воспитатель: Посмотрите, как происходит механизм движения шестеренок. Если одна шестерёнка будет дружить с другой шестеренкой, например как мы здороваемся с друзьями при встрече, жмем друг другу руки, так и шестеренки, сцепляясь зубчиками друг с другом создают зубчатую передачу движений. А теперь давайте посмотрим, что такое зубчатая передача, на примере детской механической площадки (показ) Такой простой механизм называется «зубчатая передача движений».
Воспитатель: А теперь Софья, попробуй сам привести механизм в движение. (ребенок самостоятельно приводит механизм в движение).
Воспитатель: Вот какие дружные шестеренки. Давайте с ними немного поиграем.
Шестеренки в руки взяли, как качели покачали
Влево вправо поворот, а потом наоборот
А теперь соединили и немного покрутили
Влево вправо поворот, а потом наоборот
Вверх подняли, опустили и опять соединили
Влево вправо поворот, а потом наоборот
Воспитатель: Немного отдохнули. А сейчас я предлагаю, вам самим стать изобретателями и сконструировать замечательную игрушку, которая может долго крутится, на одной ножке. Кто догадался, о какой игрушке идет речь?
Дети: Волчок, юла.
Воспитатель: Да! Верно! Но мы будем конструировать не простой волчок, а механический. Волчок будет, состоят из зубчатых колес (шестеренок) и оси. Приводить волчок в движение будем при помощи спускового механизма.
Проходите на свои рабочие места. Вам нужно собрать 2 волчка и пусковой механизм. Внимательно изучите инструкцию и приступайте к работе. (Дети выполняют сборку по инструкции).
Воспитатель: Какие замечательные механические волчки у вас получились. Давайте их испытаем. Волчок нужно раскрутить на ровной поверхности с помощью пальцев (дети крутят волчки) Молодцы! Ваши руки сейчас служили двигателем для того, чтобы привести волчок в движение.
Воспитатель: Волчки можно сцеплять с пусковым механизмом по — разному. Давайте назовем волчок А, тот у которого наверху будет маленькая синяя шестеренка, а волчок Б у которого наверху будет красная шестеренка. (Показ)
А теперь посмотрите я вам покажу как нужно соединять волчок А и волчок Б и запустить волчок с помощью рукоятки. Возьмите пусковой механизм и попробуйте с помощью рукоятки прокрутить несколько раз волчок. Получилось? Ребята, скажите, где в нашей модели ведущее и ведомое колесо? (Ответы детей.) Молодцы!
Давайте проведем испытание, какой волчок будет вращаться дольше А или Б.
Мы будем фиксировать время с помощью секундомера (показать) и отмечать результат в бланке (показать).
Волчок, который будет двигаться быстрее обозначим знаком «+», а тот, который медленнее – «-».
После испытания воспитатель подводит итог.
По результатам мы выяснили что: волчок А крутиться дольше, чем волчок Б.
Почему скорость, одного волчка отличается от скорости другого волчка? (Чем больше ведущее колесо, тем оно быстрее вращает малое ведомое колесо).
Рефлексия:
Ребята, с каким простым механизмом, вы сегодня познакомились? ( «зубчатая передача движения»)?
Из каких деталей состоит простой механизм «зубчатая передача движений»? (зубчатое колесо (шестеренка), оси, рычага)
Что такое зубчатая передача? (часть механизма, состоящая их зубчатых колес, шестеренок и которые сцепляются друг с другом происходит процесс движения).
Какое колесо называется ведущее, а какое (ведомое)?
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Я хочу вас поблагодарить, мне было интересно с вами конструировать и проводить испытания. А вам было интересно? А на память хочу вам подарить замечательных волчков. (раздает детям игрушки волчки)
Благодарим всех за внимания! До свидания!
Используемые учебники и учебные пособия:
- Lego Educational «Первые механизмы: книга для учителя». – Институт новых технологий. – 2009656RM.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
|