Составитель: Фоминых Е.Н. Место проведения: МБДОУ № 102, подготовительная группа № 14 Время проведения: февраль 2016 г.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания детей о зимних месяцах, зимующих птицах, зимних видах спорта
- познакомить детей со старинными народными названиями зимних месяцев
- закрепить навык составления слов из букв.
коррекционно-развивающие:
- развивать лексико-грамматическую сторону речи (глагольный словарь; обогащение речи эпитетами, образными выражениями; словообразование)
- развивать слуховое внимание, фонематический слух и логическое мышление
- развивать связную устную речь (умение отвечать на вопросы полными предложениями)
- развитие выразительности речи.
воспитательные:
- воспитывать сострадание к живым существам, в частности к зимующим птицам
- формировать умение работать в коллективе сверстников в ситуации соревнования.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, сладкие призы, призовые жетоны – снежинки, дипломы за 1, 2, 3 места.
Ход олимпиады.
СЛАЙД № 1. (на зимнем фоне – название олимпиады и появляющаяся с помощью анимационного эффекта снежинка).
- Ребята, сегодня мы проведём речевую олимпиаду «Кружева зимы». За каждый правильный ответ вы будете получать снежинку, а в конце викторины — определим победителя. Итак, мы начинаем! (ведущая – учитель-логопед в костюме Зимы)
СЛАЙД № 2. (на зимнем фоне – текст загадки; музыкальное сопровождение – романтическая медленная музыка).
-Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
-Эта царица — зима, а зимние месяцы – кони.
СЛАЙД № 3. (зимний пейзаж и название месяца — декабрь).
-Как называется первый месяц зимы? (декабрь). Про декабрь говорят – году конец, а зиме начало. А в старину, на Руси, декабрь в народе называли – студень, как вы думаете, почему? (очень холодный, студёный).
СЛАЙД № 4. (зимний пейзаж и название месяца — январь).
-Как называется второй месяц зимы? (январь). Про январь говорят – году начало, а зиме середина. А в старину, на Руси, январь в народе называли – просинец, почему? (потому что небо в январе голубое, синее, ярко светит солнце и при этом мороз!)
СЛАЙД № 5. (зимний пейзаж и название месяца — февраль).
-Как называется третий месяц зимы? (февраль). Есть такая поговорка: вьюги да метели под февраль полетели. А в старину, на Руси, февраль в народе называли – снежень, почему? (так как часто — снегопад) и бокогрей – (солнышко начинает греть земле бока).
- Для того, чтобы лучше запомнить названия зимних месяцев я предлагаю вам выучить считалочку и помогут нам наши пальчики.
Дед Мороз под Новый Год
Начинает пересчёт:
Декабрь – это раз,
Январь – это два,
Февраль – это три!
СЛАЙД № 6. (на фоне зимнего леса – надпись «зимующие птицы»).
-Ребята, есть очень много загадок о зиме, я вам предлагаю сегодня отгадать загадки про зимующих птиц.
СЛАЙД № 7. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта).
-Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка. Итак, первая загадка.
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
СЛАЙД № 8. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта).
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
СЛАЙД № 9. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта).
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
СЛАЙД № 10. (на фоне зимнего леса – текст загадки и картинка-отгадка, появляющаяся с помощью анимационного эффекта).
Озорной мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
СЛАЙД № 11. (на фоне «снежинки» сюжетная картинка «Зимние забавы»).
-Ребята, составьте предложение по картинке, скажите, что можно делать детям зимой на улице. А теперь составьте предложения, чем ещё можно заниматься зимой на улице. За каждое предложение вы будете получать призовой жетон – снежинку.
СЛАЙД № 12. (появляющиеся с помощью анимационного эффекта сюжетные картинки «Дети катаются на санках», «Девочка лепит снеговика», «Мальчик катается на коньках», «Дети катаются на горных лыжах» и надпись «Какая картинка лишняя?»).
-На картинки посмотрите, лишнюю определите. (лишняя картинка «Девочка лепит снеговика»).
СЛАЙД № 13. (на «зимнем» фоне – надпись «Зимние слова-родственники»).
-Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а вы хором добавлять слова-родственники к слову «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые… (снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка-
Это девочка — … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег).
СЛАЙД № 14. (появляющиеся с помощью анимационного эффекта предметные картинки «снеговик», «снегирь», «санки», «Снегурочка» и надпись «Какая картинка лишняя?»).
-На картинки посмотрите, лишнюю определите. Проговорите слова, какое слово лишнее по звучанию и по значению, слово – «не родственник» для других слов. (лишняя картинка – санки)
-А давайте ещё поиграем с «зимними» словами, определим, какое слово лишнее. Это задание сложное, за него можно получить много призовых снежинок.
- Коньки, лыжи, валенки, санки
- Пуховик, варежки, шуба, дублёнка
- Ливень, вьюга, метель, буран
- Воробей, ласточка, голубь, синица
СЛАЙД № 15. (на «зимнем» фоне анимационная картинка «Метель» и надписи «зима», «снег»).
-Ребята, ответьте на вопрос, зима – какая? (снежная, холодная, студёная, ледяная, долгая и т.д.). Снег — что делает? (падает, кружится, летит, хрустит, сверкает, тает и т.д.)
СЛАЙД № 16. (На «зимнем» фоне — надпись «Какие буквы замело снегом?»).
- Ребята, давайте попробуем догадаться, какие буквы замело снегом и какие слова здесь написаны.
СЛАЙДЫ №№ 17 — 21. (На «зимнем» фоне – слова с пропущенными буквами: «санки», «горка», «пуховик», «снежинка», «снеговик» и появляющиеся с помощью анимационного эффекта – картинки — отгадки).
-Кто первый назовёт слово, получит призовую снежинку.
СЛАЙД № 22. (фон – летящие снежинки (анимационный эффект); музыкальное сопровождение – песня «Серебристые снежинки надо мной летят, летят…»).
- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, потанцевать под замечательную песню «Серебристые снежинки». Смотрите на меня и повторяйте за мной движения. (в руки детям можно дать бумажные снежинки или «дождик»)
СЛАЙД № 23. (надпись «Зимние виды спорта» и появляющиеся с помощью анимационного эффекта картинки спортсменов).
- Ребята, назовите, какие вы знаете зимние виды спорта. За правильный ответ – призовой жетон – снежинка.
СЛАЙД № 24. (На «зимнем» фоне — надпись «Зимние праздники»).
- Ребята, назовите праздники, которые отмечают зимой. (Дети называют «Новый год», «Рождество», «День защитника Отечества»).
СЛАЙД № 25. (Снегурочка с белочкой на руках и надпись «Зимние сказки»).
- Ребята, давайте вспомним сказки, действия в которых происходит зимой.
СЛАЙД № 26. (Иллюстрации к сказкам «Волк и лиса», «Заюшкина избушка»).
СЛАЙД № 27. (Иллюстрации к сказкам «По щучьему велению», «Снегурочка»).
-Ребята, что общего у всех этих сказок? (они русские народные). А в сказках каких зарубежных авторов действие происходит зимой? ( «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Госпожа Метелица» и т.д.).
СЛАЙД № 28. (На «зимнем» фоне — надпись «Зимние приметы и поговорки»).
- Ребята, вам было дано домашнее задание – подготовить зимнюю примету или поговорку. Те, кто подготовился, получат призовую снежинку.
СЛАЙД № 29. (На «зимнем» фоне — надпись «Стихотворения о зиме»).
- Дети – чтецы получают призовые жетоны.
СЛАЙД № 30. (фон – сугробы, ёлочка, появляющийся с помощью анимационного эффекта Дед Мороз с мешком подарков; надпись «Молодцы!»; музыкальное сопровождение – минусовка песни «У леса на опушке»).
- Наша речевая олимпиада «Кружева зимы» подошла к концу. Давайте подсчитаем снежинки, которые вы получили за правильные ответы, и объявим победителя и призёров олимпиады. Эти дети получают Дипломы. Вы все сегодня молодцы и я по поручению Деда Мороза угощаю всех вас конфетами с зимним названием «Метелица». До свиданья, до новых встреч!
|