Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание. /Э. М. Ремарк/
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (10 дней)
Предмет исследования: пуговицы
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Вокруг каждого из людей есть множество простых и привычных вещей, которые окружают его каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся, что они такое, когда появились на этом свете и как бы мы жили, если бы эти вещи вдруг пропали. Предмет, о котором сделан этот проект, настолько маленький, что о нем таких вопросов вообще не возникает. Этот предмет — пуговица. Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...
Ребенок по своей природе является исследователем мира, в которой он пришел, его первооткрывателем. Как же тяжело познавать окружающий мир, всю его красоту и своеобразие.
Основная задача – заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширять представление о целесообразности создания человеком предмета (в частности пуговицы) для удовлетворения собственных потребностей.
Цель проекта: развитие познавательного интереса детей к предметному миру для выявления их особенностей.
Задачи проекта:
- расширять знания детей об окружающем их предметном мире;
- познакомить детей с историей возникновения пуговиц;
- формировать представление о многообразии видов пуговиц;
- расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами;
- развивать у детей связную речь, коммуникативные навыки, логическое мышление, концентрацию внимания, творческие способности, воображение, фантазию;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в совместной деятельности;
- активизировать словарный запас.
Предполагаемые результаты:
Повышение познавательной активности детей, проявление интереса к предметам окружающего мира, умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Расширить кругозор детей через знакомство с историей возникновения пуговицы, её назначения; развитие связной речи; выставка детских творческих работ совместно с родителями «Вот так чудо-пуговица!».
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Этапы реализации проекта:
На подготовительном этапе:
- подобрать методическую, познавательную и художественную литературу (пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки о пуговицах);
- подобрать материалы для коллекции;
- подобрать атрибуты для игровой деятельности;
- подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подготовка информации для родителей;
- привлечение родителей к сбору материала (различные пуговицы разной формы, разного цвета, размера и из разнообразного материала).
На основном этапе:
- ИКТ презентации «Волшебные пуговицы»: «Что обозначает слово пуговица», «Чем пользовались люди до изобретения пуговицы», «Какими были первые пуговицы, из какого материала сделаны?»;
- беседы: «Для чего нужны пуговицы?», «Какие виды пуговиц бывают?», «Какие есть способы пришивания пуговиц?»;
- НОД по исследовательскому экспериментированию «Мир пуговицы»;
- знакомство с народными пословицами и поговорками о пуговицах;
- отгадывание загадок о пуговицах;
- чтение сказок о пуговице «Сказка про Славика и пуговицы», «Сказка про любопытную пуговицу»;
- дидактические игры: «Найди пару», «Какая лишняя?», «Выложи узор», «Подбери по форме», «На что похожа пуговица?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно»;
- сюжетно – ролевые игры: «Дом модели», «Семья»;
- Продуктивная деятельность: рисование «Нарисуем пуговицу»;
- Консультация для родителей «Немного об истории пуговиц».
На заключительном этапе:
Выставка творческих работ из пуговиц в группе «Вот так чудо – пуговица!».
Результат:
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Дети узнали об истории возникновения пуговицы, ее совершенствовании. Расширился кругозор детей. Дети научились сравнивать, экспериментировать, проводить исследовательскую деятельность с пуговицами.
Участие в беседах в ходе проекта, способствовало у детей обогащению словаря и развитию связной речи.
Дети совместно с родителями изготовили поделки из пуговиц.
Продуктом проекта является выставка работ «Вот так чудо – пуговица!».
И главное, что усвоили дети и взрослые – это осознание того, что самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
Выставка творческих работ «Вот так чудо – пуговица!»
Список использованной литературы
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.Перспектива, 2008
- Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. Методическое пособие. М.Синтез, 2012
- Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
- Дыбина О. В. «Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.Просвещение, 1990
- Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста Конструированию и ручному труду. М.Просвещение, 1994
|