- О. Д. Федосеева воспитатель высшей квалификационной категории
- З. М. Гарага воспитатель высшей квалификационной категории
- О. В. Ефремова учитель – дефектолог высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №24 «Пчёлка» Бердск, 2017
Детский проект «Волшебные пуговицы»
«Ум ребёнка находится На кончиках его пальцев» Сухомлинский В. А.
Актуальность.
Издавна первыми играми с ребенком были: «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик». Они передаются из поколения в поколение не случайно — в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления и речи ребенка.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности, даёт малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребёнком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас всё под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на детский организм.
Цель и задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических пальчиковых игр, игровых упражнений.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
Проблема.
Мы столкнулись с проблемой: «Почему мне трудно застёгивать пуговицы?».
Наша современная одежда оснащённая, в основном, липучками и кнопками, не предполагает усилий со стороны ребёнка. Как результат – ручная неумелость, неспособность справиться с заданием, требующим координации пальцев рук, мышечного напряжения пальцев. Чтобы помочь детям в решении этой проблемы, мы предложили им поупражнять свои пальчики, и развивать мелкую моторику путём игр и тренировок.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
- Составление картотеки пальчиковых игр по темам
- Подбор дидактических, развивающих игр по теме
- Подбор материала для ручного труда
- Беседа с родителями по теме проекта
2 этап – деятельностный:
Познавательное развитие.
- Экспериментальная деятельность. Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага)
- Посчитай пуговицы» (прямой и обратный счёт)
- Упражнение «У кого больше пуговиц на одежде»
- Моделирование ситуации «Помоги другу застегнуть пуговицы»
- Посчитай пуговицы на ощупь»
- Д/игра «Чудесный мешочек»
- Игра «Золушка» (с разными пуговицами)
Социально – коммуникативное развитие.
- Заучивание потешек, считалок, сопровождающих пальчиковые игры по темам
Художественно – эстетическое развитие.
- Рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошкой, трубочкой
зубной щёткой, пробкой);
- Выполнение продуктивной деятельности – «Весёлые картины», «Узоры на подносе»
- Составь из пуговиц на пластилине бабочку
- Мастерская по изготовлению шумового музыкального инструмента из пуговиц – маракас
Развитие речи.
- Пальчиковые игры по темам
- Беседа «История пуговицы»
- Составление описательных рассказов о пуговице»
- Речевое упражнение «Какая пуговица»
- Придумывание сказок и историй о пуговицах»
- Чтение рассказов: Л.Н. Толстой «Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить»; В. Осеева «Пуговица», «Злая мать и добрая тётя».
Физическое развитие.
- Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник
- Босохождение по ковру из пуговиц в рамках режима дня
Игры.
- игры с резинками
- игры с бусинками
- игры с мозаикой
- игры шнуровки
- игры с пробками от пластиковых бутылок
Игры с прищепками;
- игры с пинцетом и пипеткой
- сухой бассейн
- выложи по контуру
- упражнение с дыроколом
- нанизывание пуговиц на верёвочку «Ожерелье»
- «Собери пирамидку из пуговиц» (по размеру, цвету)
- «Пуговичный массаж»
- «Какую пуговицу, в какую застёжку»
- Игра на внимание «Какой пуговицы не стало»
- «Чудесный мешочек»
- с – р игра «Магазин»
- «Кто быстрее перенесёт пуговицы»
- игровая ситуация «Откуда я» (дети отгадывают, к какой одежде принадлежит пуговица — военная, полицейская, медицинская)
- «Что ты сделаешь, если у тебя оторвалась пуговица»
- Игры – эксперименты: взвешивание, тонет – не тонет, измерение.
Работа с родителями.
- Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей
- Выполнение творческих заданий: изготовление игр на развитие мелкой моторики
- Консультация «Игры на развитие мелкой моторики».
- Семинар – практикум для родителей «Умелые ручки».
3 этап – заключительный.
- Выставка и презентация игр по мелкой моторике
- Картотека пальчиковых игр по темам
- «Сказки на кончиках пальцев». Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Т. В. Александрова.
Вывод
Когда наши дети начали активно развивать мелкую моторику рук в различных играх и упражнениях, проблемы, возникающие ранее при самообслуживании, исчезли. Сейчас дети без труда застёгивают и расстёгивают пуговицы на одежде.
|