Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников.
Скачать конспект
К ним смело можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще пока мало кому известно.
Лэпбук является одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста.
Лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения.
Лэпбук – новейший способ организации развивающей, проектной и игровой деятельности с дошкольниками
Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка.
Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?
1. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми
- добровольное присоединение детей к деятельности
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности воспитателя и детей:
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное.
- Ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
- «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.)
- Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Можно выделить следующие преимущества использования лэпбука.
Лэпбук помогает:
- Структурировать сложную информацию
- Развивать познавательный интерес и творческое мышление
- Разнообразить даже самую скучную тему
- Научить простому способу запоминания
- Объединить группу детей в детском саду (всю семью) для увлекательного и полезного занятия.
В работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
В своей работе я широко использую лэпбуки во всех видах детской деятельности- особенно в познавательной. Эта технология хорошо помогает закреплять у детей имеющиеся знания по математике, сплотить детей и взрослого. У нас в группе имеется лэпбук «Формы и величины», который был приобретён через сайт «Психологическое зеркало». Детям очень нравится играть в игры, которые входят в содержание лэпбука.
Так же мы изготовили ширму, одна сторона которой посвящена обучению детей математике — «Станция математическая». За основу взяты лэпбуки «Цифры с 1 до 5» и «Цифры с 1 до 10». Данное пособие направлено на закрепление у детей навыков счёта в пределах 10 и знание цифр с 0 до 10.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!
Литература:
- Вебинар «Лэпбук как современный элемент развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»
|