Подготовила: воспитатель Фомина Ю.А. 2017г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10» г. ОРЛА
Цель: формирование у детей начальных форм экологической культуры.
Задачи:
образовательная: расширять знания дошкольников о воде, как объекте неживой природы, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире;
развивающая: развивать любознательность и познавательный интерес;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование воды в быту.
Оборудование: пособие – лэпбук, глобус, разрезные картинки водоемов (океан, море, река), мягкая игрушка — дельфин.
Ход:
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
Подгруппа детей сидит на стульях, перед ними на столе методическое пособие – лепбук на тему «Вода – источник жизни».
Воспитатель. Дети, у нас сегодня гостья, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:
В воде она живет.
Нет клюва, а клюет. (Рыба)
- Как вы догадались, что эта загадка о рыбе?
- Правильно дети, сегодня у нас в гостях рыбка, зовут ёё Дори.
Воспитатель демонстрирует рыбу на фоне лэпбука.
- Дори приготовила для вас много сюрпризов – это игры и интересные задания, которые находятся в кармашках этой книги.
Дети разглядывают лэпбук.
II. Практический этап.
Воспитатель. Дети, чтобы лучше познакомиться с Дори, предлагаю послушать рассказ о том, где она живёт.
1. Познавательный рассказ с использованием глобуса и картинок с загадками.
Живет рыбка Дори в море, которое называется Черным.
-Как вы думаете, почему его так назвали?
Моряки назвали его Черным из-за сильных штормов, во время которых поднимается порывистый ветер и по воде бегут волны огромной высоты, тогда вода в море темнеет, становится будто черной. Утверждают также, что море могли назвать Черным из-за черного ила, который остается после шторма на берегу.
Предлагаю заглянуть в кармашек с картинками разных водоемов. Дори просит найти среди них море.
Дети пытаются определить картинку с изображением моря.
-Дети, послушайте загадку, которую придумали о волнах:
В тихую погоду – нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде. (Волны)
-Посмотрите, на картинке видны волны на воде?
-Значит, когда появляются волны на море?
-Дети, вы хотели бы увидеть, где находится Черное море?
-Я покажу вам это место с помощью глобуса. Глобус – это модель нашей планеты Земля, на которой мы с вами живем. С помощью глобуса можно отыскать любое место. Сначала я покажу вам границы нашей страны – России. Вот она какая огромная. На территории России очень много разных водоемов: океаны, моря, реки, озера.
-Как вы думаете, дети, каким цветом они обозначены на глобусе?
-Чёрное море находится на юге России.
Воспитатель показывает его на глобусе.
-Летом, когда на юге устанавливается жаркая погода, вода в море прогревается и тогда к Чёрному морю едут отдыхающие, чтобы поплавать в нем.
2. Совместное рассказывание воспитателя и детей с использованием картинок «Правила поведения на воде летом».
Воспитатель: Дори говорит, что многие жители России любят отдыхать на берегу Черного моря.
-Дети, кто из вас бывал на море?
-Как вы думаете, нужно ли соблюдать какие-то правила поведения на воде во время купания в море?
-Предлагаю заглянуть еще в один кармашек, в котором Дори приготовила вам картинки.
Дети достают из кармашка картинки и рассказывают вместе с воспитателем правила поведения на воде:
- Купаться можно только на специально оборудованных пляжах.
- Купаться и даже просто заходить в воду можно только в сопровождении и под присмотром взрослых.
- Детям, которые не умеют плавать или не слишком хорошо плавают самостоятельно, необходимо использовать плавательные круги, нарукавники, матрасы или защитные жилеты.
- Нельзя допускать шалостей на воде: подныривать под купающимися, хватать за ноги, «топить».
- Не стойте и не играйте в местах, с которых можно упасть в воду.
- Нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться протоплённые бревна, камни, коряги, металлические прутья и т.д.
- Элементарный опыт «Свойства воды».
-Дети, кто из вас знает, какая вода в море по вкусу? (соленая)
-Дори, предлагает провести небольшой опыт: попробовать воду их 2-х разных стаканов и сказать, какая она по вкусу.
Каждому ребенку предлагается попробовать воду соленую и не соленую (пресную) и ответить на вопросы: какая вода по вкусу? какую воду приятно пить? Подвести детей к выводу, что пресную воду можно пить, эта вода не имеет вкуса.
Воспитатель. Кажется, что воды на Земле много – ведь столько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
- А какую воду мы пьём солёную или пресную?
Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.
-А мы можем с вами пить воду сразу из реки, озера? Нет, мы пьем очищенную воду. Вначале вода проходит через водопроводную станцию, там она очищается фильтрами, а затем поступает в наши краны. На Земле осталось мало чистой пресной воды. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Значит, воду надо беречь!
-Дети, как вы думаете, как мы можем беречь воду?
-Закрывать плотнее кран, чтобы не капала вода, использовать её только по назначению.
4. Дидактическая игра «Вода наша помощница».
Воспитатель. Вы, слыхали о воде? Говорят она везде,
Мы её не замечаем. Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.
- Дори приготовила для вас игру «Вода наша помощница?», заглянем в следующий кармашек и достанем картинки.
Правила игры: Дети выбирают на столе понравившиеся картинки и дают свои пояснения
- Вода нужна чтобы варить пищу.
- Вода нужна чтобы мыть руки.
- Вода нужна чтобы поливать растения.
- Вода нужна чтобы ее пить.
- Вода нужна чтобы стирать одежду.
- Вода нужна чтобы умывать лицо.
- Вода нужна чтобы протирать пыль.
- Вода нужна чтобы в ней жили рыбы.
- Вода нужна чтобы купаться и плавать в реке.
- Вода нужна чтобы поить домашних животных.
- Вода нужна чтобы рисовать красками.
- Вода нужна чтобы делать лекарства и лечить больных.
- Рассказ о дельфине.
Воспитатель: Дети, а у вас есть друзья? У Дори тоже есть друзья, которые живут в Черном море и она хочет познакомить нас с одним из них. Может кому-то знакомо это животное? (показ картинки с дельфином). Сейчас Дори нам расскажет о своем друге дельфине. Дельфины – удивительные существа. Они живут под водой, но дышат воздухом, используют для дыхания специальное отверстие вверху головы. Их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Рот у них большой с 80-100 зубами, зубы острые. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Обычные дельфины имеют в длину около 1,6 метра. Их тело покрыто кожей. Сверху имеют черную или серую окраску, а живот у них белый с черными плавниками. Они никогда не покидают море, здесь рождаются их детеныши. Мать вскармливает их молоком, поэтому дельфины относятся к млекопитающим. Дельфины считаются самыми умными животными, они даже умеют общаться друг с другом, используя в разговоре различные звуки: щелканье, свист, щебетание. Эти животные очень быстро плавают, поэтому часто соревнуются в скорости с кораблями и развлекаются, выпрыгивая из воды и как бы улыбаясь смотрящим на них людям. Известны факты спасения человека дельфинами. А еще дельфины с тренерами показывают выступление для людей в дельфинариях.
- Дори обещает нам в следующий раз записать видео выступления своего друга в дельфинарии и показать нам.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть и узнать, что вы запомнили о друге Дори дельфине.
6. Дидактическая игра «Дельфин».
Правила игры: Дети становятся в круг. В руки дается игрушка – дельфин. Пока произносят слова, игрушку быстро передают из рук в руки. В чьих руках окажется дельфин, когда слова закончатся, должен сказать что-нибудь о дельфинах. Например: «дельфин имеет серую или черную окраску», или «тело дельфина покрыто кожей».
А теперь послушайте слова и затем повторяйте вместе со мной:
Ты плыви, морской дельфинчик, Быстро-быстро по волнам. У кого дельфин остался, Тот сейчас расскажет нам.
Воспитатель: Дети, в воде много обитателей. Дори еще приплывет в гости к нам, чтобы предложить интересные игры и рассказать о других своих друзьях.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-Дети, скажите какие игры и задания Дори вам понравились больше всего?
-О чем или о ком бы вы хотели попросить Дори рассказать в следующий раз?
-До новых встреч, Дори!
|